Анализ отечественных и зарубежных научных публикаций за последнее десятилетие, по тематике создания и внедрения автономных и/или высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), эксплуатируемых на дорогах общего пользования, позволяет выделить в них общие черты, отвечающие современным трендам инжиниринга в рассматриваемой области исследования.
Во-первых, исследования связаны с позиционированием ВАТС на высокоточной карте местности и позволяют прогнозировать его маршрут движения при различных сценариях развития дорожно-транспортной ситуации (ДТС).
Во-вторых, это исследования, посвященные разработке и совершенствованию систем распознавания объектов и событий, оценке и прогнозированию перемещений объектов, находящихся под контролем систем телеметрии ВАТС.
В-третьих, наиболее весомым трендом инжиниринга, в рассматриваемой области исследования, останется наследование классической компоновочной архитектуры размещения конструктивных систем (узлов, агрегатов) транспортных средств (ТС), как технологически апробированной базы. Это находит свое отражение в поэтапной автоматизации ее компонентов и переходе от частичной к полной роботизации. В перспективе, будет осуществлен переход и к цифровизации управления, с последующим переходом к полной интеграции в цифровую платформу (ЦП) интеллектуальных транспортных систем (ИТС), полностью исключающую участие человека [1–3].
Отсюда следует, что в области автономных и/или ВАТС, большая часть исследований, отражающих общую тенденцию к сохранению архитектурного и платформенного решения по размещению конструктивных систем, композиционной компоновки в автономных ТС из ограниченных шаблонов, является устоявшейся парадигмой исполнения ТС общего пользования в обобщенном виде. Наблюдаемая тенденция является сдерживающим фактором для перехода к более новым компоновочным решениям ВАТС, в частности, использующих альтернативные источники движения.
Подобное наследование указывает на использование заведомо устаревающих композиционных решений, не изменяющих радикально пассивную безопасность ВАТС. Эволюция такого ТС в интеллектуальное средство перемещения (ИСП), в котором любые внешние изменения не оказывают влияния на человека, находящегося как внутри ВАТС (пользователя ВАТС), так и вне его, не изменит показатели эксплуатационной надежности до более высоких уровней, в сравнении с принятой для автоматизации базой/платформой ТС.