По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 622.072

Эксплуатационная надежность высокоавтоматизированных транспортных средств

Н. В. Подопригора канд. техн. наук, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ), г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: n.v.podoprigora@gmail.com
Я. В. Васильев канд. техн. наук, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ), г. Санкт-Петербург, Россия

В статье проведен анализ внедрения автономных и/или высокоавтоматизированных транспортных средств. Предложена концепция комплексного решения задач управления техническим состоянием ВАТС, путем разработки и внедрения адаптивного управления индивидуализацией регламента обеспечения эксплуатационной надежности, по средствам численного, информационного и имитационного моделирования. Разработана структурная логическая схема этапов жизненного цикла ВАТС.

Литература:

1. Podoprigora N.V., Marusin A.V., Pegin P.A., Karelina E.A., Akulov A.A. Systematic Approach in Information Support of the «Road User-Vehicle-Road-External Environment» System. 2022 Systems of Signals Generating and Processing in the Field of on Board Communications, SOSG 2022 — Conference Proceedings, 2022. DOI 10.1109/ IEEECONF53456.2022.9744276.

2. Современные тенденции развития бортовых интеллектуальных транспортных систем: монография / П.А. Пегин, Д.В. Капский, В.В. Касьяник, В.Н. Шуть; СПбГАСУ. — СПб., 2019. — 198 с.

3. Intelligent systems preventing road traffic accidents in megalopolises in order to evaluate / Ya.A. Seliverstov, Sv.A. Seliverstov, V.I. Komashinskiy, A.A. Tarantsev, N.V. Shatalova, V.A. Grigoriev // Proceedings of 2017 20th IEEE International Conference on Soft Computing and Measurements, SCM 2017. — St. Petersburg, 2017. — P. 489–492.

4. ГОСТ Р 57700.37-2021. Компьютерные модели и моделирование. Цифровые двойники изделий. Общие положения. — М. ФГБУ «РСТ», 2021.

5. ГОСТ Р 70249-2022. Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте. Высокоавтоматизированные транспортные средства. Термины и определения. — М. ФГБУ «РСТ», 2022.

6. Matthew N.O. Sadiku, Mahamadou Tembely, and Sarhan M. Musa. Internet of Vehicles: An Introduction. International Journals of Advanced Research in Computer Science and Software Engineering ISSN: 2277-128X (Volume-8, Issue-1), 2018. — P. 11–13. DOI: 10.23956/ijarcsse.v8i1.512

7. J. Cheng et al. Routing in Internet of vehicles: a review. IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems, vol. 16, №5, October 2015, pp. 2339-2352.

8. Yi He, Alireza Jolfaei, and Xi Zheng. Cyber-Physical Systems in Transportation. Intelligent Cyber-Physical Systems for Autonomous Transportation, January 2022, pp.129-149. Chapter:8. DOI:10.1007/978-3-030-92054-8_8.

9. Deka L., Khan S. M., Chowdhury M., & Ayres N. (2018). Transportation cyber-physical system and its importance for future mobility. In L. Deka, & M. Chowdhury, (Eds.), Transportation cyber-physical systems(pp. 1–20). Elsevier.

10. Lin J. Yu, W. Yang, X. Yang, Q., Fu X., & Zhao W. (2017). A real-time en-route route guidance decision scheme for transportation-based cyber physical systems. IEEE Transactionson Vehicular Technology, 66(3), 2551–2566.

11. Osman Lindov, Amel Kosovac, Amel Kosovac. A new step forward of industry 4.0 in transport and logistic. International Scientific Conference “Application of Industry 4.0 — An opportunity for a new step forward in all industrial branches”. April 14. 2022 ANU BiH, Sarajevo, Bosnia and Herzegovina. DOI:10.5644/PI2022.202.26.

Анализ отечественных и зарубежных научных публикаций за последнее десятилетие, по тематике создания и внедрения автономных и/или высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), эксплуатируемых на дорогах общего пользования, позволяет выделить в них общие черты, отвечающие современным трендам инжиниринга в рассматриваемой области исследования.

Во-первых, исследования связаны с позиционированием ВАТС на высокоточной карте местности и позволяют прогнозировать его маршрут движения при различных сценариях развития дорожно-транспортной ситуации (ДТС).

Во-вторых, это исследования, посвященные разработке и совершенствованию систем распознавания объектов и событий, оценке и прогнозированию перемещений объектов, находящихся под контролем систем телеметрии ВАТС.

В-третьих, наиболее весомым трендом инжиниринга, в рассматриваемой области исследования, останется наследование классической компоновочной архитектуры размещения конструктивных систем (узлов, агрегатов) транспортных средств (ТС), как технологически апробированной базы. Это находит свое отражение в поэтапной автоматизации ее компонентов и переходе от частичной к полной роботизации. В перспективе, будет осуществлен переход и к цифровизации управления, с последующим переходом к полной интеграции в цифровую платформу (ЦП) интеллектуальных транспортных систем (ИТС), полностью исключающую участие человека [1–3].

Отсюда следует, что в области автономных и/или ВАТС, большая часть исследований, отражающих общую тенденцию к сохранению архитектурного и платформенного решения по размещению конструктивных систем, композиционной компоновки в автономных ТС из ограниченных шаблонов, является устоявшейся парадигмой исполнения ТС общего пользования в обобщенном виде. Наблюдаемая тенденция является сдерживающим фактором для перехода к более новым компоновочным решениям ВАТС, в частности, использующих альтернативные источники движения.

Подобное наследование указывает на использование заведомо устаревающих композиционных решений, не изменяющих радикально пассивную безопасность ВАТС. Эволюция такого ТС в интеллектуальное средство перемещения (ИСП), в котором любые внешние изменения не оказывают влияния на человека, находящегося как внутри ВАТС (пользователя ВАТС), так и вне его, не изменит показатели эксплуатационной надежности до более высоких уровней, в сравнении с принятой для автоматизации базой/платформой ТС.

Для Цитирования:
Н. В. Подопригора, Я. В. Васильев, Эксплуатационная надежность высокоавтоматизированных транспортных средств. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала