По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Эксплориум» в научной экспозиции

Александра Мурзинцева Музей Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН

Приоритетной аудиторией Музея Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН традиционно являются ученые - сотрудники институтов научного центра и их коллеги из российских и зарубежных научных организаций. Основными формами работы с ними служат предоставление музейных коллекций для исследования и тематические выставки. Однако все чаще в залах музея можно встретить молодежь, причем не только студентов и школьников, но и малышей из детских садов.

Литература:

1. Бураева С.В., Мишакова О.Э., Мурзинцева А.Е. Коммуникационные особенности регионального ведомственного музея (на материале Бурятского научного центра СО РАН) // Музей и посетитель: процесс, прогресс и протест: материалы V ежегодного симпозиума Международного Комитета музеологии Сибири, стран Азии и Тихоокеанского региона, 1–3 ноября 2012 г., Тунисская Республика. — Иркутск: «Оттиск», 2012. — С. 97–110.

2. Хэм Х.Х. Интерпретация — Сознательно меняя мир к лучшему. — Golden, Colorado: Fulcrum Publishing, 2013. — 290 с.

Работа с детской аудиторией строится главным образом на базе постоянной экспозиции музея. Если в 2009–2010 году в общей численности посетителей примерно 40% составляли старшеклассники и 40% — студенты, то к 2015–2016 году доля школьников и дошкольников оказалась в два раза больше, чем студентов. Тенденция омоложения аудитории фиксируется и в других академических музеях.

Задача удовлетворения потребностей и интересов детей в работе академического музея сопряжена с определенными сложностями. В первую очередь, в силу того, что тематика его экспозиций не близка привычному кругу интересов ребенка. Следуя теории Нокана1 , демонстрация «простых, старых, неживых и неподвижных камней», может быть интересна массовой аудитории, но при условии приложения дополнительных усилий и специальных методов. По мнению современных американских музейных специалистов, традиционная экскурсия для детей младше 10 лет абсолютно не эффективна.

Следуя миссии академического учреждения, Музей Бурятского научного центра не предлагает своим посетителям откровенно развлекательных аттракционов и театральных постановок. Однако наш опыт показывает: наука может быть интересна сама по себе, без карнавальных костюмов и мистификаций. Стиль академического музея обладает индивидуальными характеристиками, отличающими его от других. Подбор адекватных форм и приемов работы, позволяющих, с одной стороны, удовлетворить потребности аудитории, и, с другой стороны, работающих на развитие имиджа музея, стал нашей актуальной задачей.

При реэкспозиции геологического зала музея был предусмотрен интерактивный раздел — «Эксплориум» (уголок для самостоятельной деятельности детей). Но, поскольку основную аудиторию музея составляют организованные группы, включающие более 10 человек, проект был скорректирован.

Чтобы иметь возможность использовать новый интерак тивный комплекс и для экскурсантов, он устроен мобильно. Перед экскурсией мы вносим в зал две высокие подставки, на которых размещается учебная геологическая коллекция и необходимые приборы. Часть материалов размещается по залу — на витринах, каменном столике, в незастекленном разделе крупных образцов. В равной мере комплект может использоваться и для выездных занятий, что было опробовано на занятиях в детском саду № 53.

Для Цитирования:
Александра Мурзинцева, «Эксплориум» в научной экспозиции. Музей. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: