Работа с детской аудиторией строится главным образом на базе постоянной экспозиции музея. Если в 2009–2010 году в общей численности посетителей примерно 40% составляли старшеклассники и 40% — студенты, то к 2015–2016 году доля школьников и дошкольников оказалась в два раза больше, чем студентов. Тенденция омоложения аудитории фиксируется и в других академических музеях.
Задача удовлетворения потребностей и интересов детей в работе академического музея сопряжена с определенными сложностями. В первую очередь, в силу того, что тематика его экспозиций не близка привычному кругу интересов ребенка. Следуя теории Нокана1 , демонстрация «простых, старых, неживых и неподвижных камней», может быть интересна массовой аудитории, но при условии приложения дополнительных усилий и специальных методов. По мнению современных американских музейных специалистов, традиционная экскурсия для детей младше 10 лет абсолютно не эффективна.
Следуя миссии академического учреждения, Музей Бурятского научного центра не предлагает своим посетителям откровенно развлекательных аттракционов и театральных постановок. Однако наш опыт показывает: наука может быть интересна сама по себе, без карнавальных костюмов и мистификаций. Стиль академического музея обладает индивидуальными характеристиками, отличающими его от других. Подбор адекватных форм и приемов работы, позволяющих, с одной стороны, удовлетворить потребности аудитории, и, с другой стороны, работающих на развитие имиджа музея, стал нашей актуальной задачей.
При реэкспозиции геологического зала музея был предусмотрен интерактивный раздел — «Эксплориум» (уголок для самостоятельной деятельности детей). Но, поскольку основную аудиторию музея составляют организованные группы, включающие более 10 человек, проект был скорректирован.
Чтобы иметь возможность использовать новый интерак тивный комплекс и для экскурсантов, он устроен мобильно. Перед экскурсией мы вносим в зал две высокие подставки, на которых размещается учебная геологическая коллекция и необходимые приборы. Часть материалов размещается по залу — на витринах, каменном столике, в незастекленном разделе крупных образцов. В равной мере комплект может использоваться и для выездных занятий, что было опробовано на занятиях в детском саду № 53.