Говоря о структуре арт-рынка, нужно вспомнить о том, кто его формирует. Это, конечно, авторы произведений искусства, коллекционеры, но в первую очередь эксперты. Под экспертами нужно подразумевать тех, кто безупречно разбирается в основах искусства, может дать профессиональную оценку тому или иному произведению художника. В роли таких экспертов должны выступать искусствоведы, историки, представители научных сообществ. Но, к сожалению, за последние десятилетия их голос настолько ослаб, что сейчас редко где можно встретить мнение искусствоведа по поводу трендов арт-индустрии, выставок, новых художников. В этом и заключается специфика российского арт-рынка: оценку искусству дают не эксперты, а те, кто имеет опосредованное отношение к художественно-образовательной среде или самоназванные профи с высоким уровнем медийности.
Другая особенность в том, что те искусствоведы, что и участвуют в оценке арт-индустрии, обслуживают очень узкий круг художников (галереи, музеи) и основном в столице. Периферия остается вне зоны их внимания и развивается сама по себе, не зная, в каком направлении двигаться, что производить, что предлагать коллекционерам. Между тем сейчас самое благоприятное время, чтобы обратиться вглубь страны. Ведь есть таланты, которые умело черпают вдохновение из национальных традиций, народных промыслов и ремесел.
Для арт-рынка в целом и для творцов крайне важно, чтобы были ясные критерии качества искусства. И искусствоведы должны помогать в этом деле: отделять дилетантство и самодеятельное ремесло, коммерцию от настоящего качественного искусства. Например, за более чем 30-летний опыт работы в НХП могу сказать, что народные промыслы (которые всегда служили основой для настоящего искусства) сегодня захвачены предприимчивыми, но бесталанными дельцами. Существуют с десяток производителей, кто именует себя хранителем народного промысла, а на самом деле делает ширпотреб, потому что им все равно, чем торговать. И никто об этом не высказывается!
Когда-то, лет 10–15 назад, эту функцию взял на себя худсовет при Ассоциации НХП. Однако очень быстро дело сошло на нет: одобряли практически всех, потому что решающим фактором оставались деньги.