Понятие «сюрвей» пришло из сферы страховых компаний. Сюрвейерская деятельность предполагает экспертную проверку груза на соответствие техническим и количественным параметрам. Результаты сюрвея обязательно документируют и предоставляют в виде отчета. Бумага официального сюрвейера является доказательной базой при возникновении спорных ситуаций. Если дело доходит до арбитражного суда, специалист может участвовать в нем как свидетель или эксперт. Профессиональные сюрвейеры занимаются организацией инспекции, а также всеобъемлющей оценкой размера убытка для страховой компании. После работы сюрвейера страховая компания должна принять решение относительно заключения договора страхования, а также зафиксировать стоимость страховки.
Однако сюрвейерские осмотры как дань времени от страхового рынка постепенно перешли в банковскую сферу, лизинг и факторинг. Причина проста: если раньше штат сюрвейеров содержали непосредственно страховые и лизинговые компании, а банки направляли для осмотра объектов залога сотрудников залоговых управлений, то сейчас эти функции выносятся на аутсорсинг, в связи с сокращением издержек на персонал.
Впереди планеты всей, как обычно, Сбербанк еще в 2011 г. провел отбор сюрвейерских компаний для целей оказания услуг по проверке имущества, принятого или предлагаемого в залог по кредитным сделкам с юридическими лицами, а также проверке прав собственности залогодателя на переданное и/или передаваемое в залог имущество и наличия обременений. А затем постепенно на аутсорсинг начали выносить эти функции и другие банки, лизинговые и факторинговые компании.
Для международных и отечественных крупных сюрвейерских компаний, занимающихся сюрвеем грузов при международных перевозках, такие опции не интересны, а вот консультанты, особенно оценочные компании, охотно заняли эту нишу.
Что вкладывается в понятие сюрвея залогов для аутсорсинговых компаний: проверка имущества осуществляется посредством проверки документов, визуального осмотра имущества с фиксацией его результатов в фотоматериалах, оценки состояния имущества (в том числе пригодности к использованию по назначению без инвестирования средств в ремонт, реставрацию или восстановление), условий эксплуатации/хранения/содержания имущества и составление отчета с описанием имущества и его изменений.