Искусство — это вид предсказуемости, которая не проявляется в графиках и статистике. Она намекает на возможность человеческих отношений, которую нельзя обнаружить в правилах, заповедях, наставлениях или управлении.
Дж. Дьюи. Искусство как переживание. 1934
Медиатор — это не просто экскурсовод: в отличие от него, у медиатора есть право и возможность быть не просто носителем информации, а субъектом и открытым посредником между музейным пространством и посетителем. Медиатор может принимать и сторону институции, и сторону зрителя, много или мало знающего об искусстве. Работа медиатора с аудиторией строится на диалоге и взаимообмене. Медиатор варьирует объем информации и интонацию рассказа в зависимости от своего собеседника.
Таким образом, один из старых образовательных форматов на территории музея — экскурсия — расширяет свою функцию и из комментария к выставляемым объектам превращается в прямое (от первого лица) представление институции в целом, в живой обмен мнениями. Равноправность подобного обмена позволяет музею органично осуществлять свою современность: быть открытым и обратимым в своих высказываниях (подробнее об этом читайте в эссе К. Бишоп «Радикальная музеология»).
Кроме того, в такой ситуации экскурсия / взаимодействие со зрителем работает не исключительно как образовательная услуга, но и как исследовательский инструмент, обладающий большей точностью и тонкостью, чем обычные маркетинговые изыскания. Последние могут показывать демографический срез аудитории и даже отражать систему мотиваций зрителя, но не могут фиксировать нюансов формирующегося вкуса или восприятия зрителем той или иной интонации в текстах на выставке.
Текст написан в первые дни запуска проекта, поэтому ограничивается описанием системы целеполагания и установленной рабочей механики.
Почему такой разговор в музее возможен и востребован? На территории Российской Федерации уже несколько лет (за один из маркеров начала системного обновления музеев РФ можно принять дату запуска конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», существующего с 2003 года для поддержания «реализации современных музейных проектов») в художественных музеях трансформируются способы работы с аудиторией. Изменения происходят как в самом искусстве, так и в сопутствующих его репрезентации инициативах.