Современное состояние пассажирских перевозок в городах и муниципальных образованиях на территории России характеризуется множеством неблагоприятных факторов для всех участников движения — как пассажиров, так и перевозчиков. Перегруженность городских улиц, заторы, вызванные увеличением количества личных транспортных средств, рост числа ДТП, ухудшение экологии вызывают необходимость в реорганизации управления транспортными потоками, в частности пассажирскими перевозками общественным транспортом, находящимся в ведении региональных и муниципальных органов власти и частных компаний [1]. В течение длительного времени в России приоритет в развитии транспортного обслуживания отдавался общественному пассажирскому транспорту, а в качестве расчетного принимался уровень автомобилизации городов — 60 автомобилей на 1000 жителей. Именно на этот уровень автомобилизации и была создана вся транспортная инфраструктура и система управления дорожным движением. Значительный рост уровня автомобилизации, который уже увеличился в 1,5 раза в среднем по сравнению с расчетным, требует пересмотра всей стратегии развития городов и городского транспорта для перевозки пассажиров.
В настоящее время пассажирский транспорт становится объектом рыночных методов исследования: маркетинга, анализа рынков, оценки поведения потребителей услуг по перемещению населения, изучения закономерностей спроса и управления им. Имеется потребность в наличии конкретных методик, позволяющих количественно увязать этот спрос с предложением транспортных услуг, оценить влияние на него как ценовых, так неценовых факторов. Такие методики необходимы как в теоретическом плане, так и для решения практических задач управления (в том числе стратегического) общественным транспортом на уровне хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным транспортом, и правительственных органов городских и областных администраций.
Тема моделирования организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок подробно раскрыта в исследованиях [2– 4], в которых разработана модель (рис. 1) организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам, учитывающая влияние подготовленности перевозчика к транспортному процессу.