По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 630.383 (075.8)

Экспериментальное обоснование выбора скорости движения по лесовозной дороге в качестве показателя безопасности дорожного движения

Злобина Н.И. Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова, кафедра организации перевозок и безопасности движения
Зеликов В.А. Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова, кафедра организации перевозок и безопасности движения
Григорьева О.И. Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова, кафедра лесоводства, e-mail: grigoreva_o@list.ru
Новгородов Д.В. Арктический государственный агротехнологический университет, кафедра технологии и оборудования лесного комплекса

в статье показано, что фактическая скорость движения лесовозных автопоездов является одним из критериев оперативной оценки безопасности дорожного движения. основными факторами, влияющими на скорость движения лесовозных автомобильных поездов, являются ровность покрытия и суммарное сопротивление движению.

Литература:

1. Kozlov V.G., Skrypnikov A.V., Sushkov S.I., Kruchinin I.N., Grigorev I.V., Nikiforov A.A., Pilnik Y.N., Teppoev A.V., Lavrov M., Timokhova O.M. Enhancing quality of road pavements through adhesion improvement // Journal of the Balkan Tribological Association. — 2019. — Т. 25, № 3. — С. 678–694.

2. Григорьев И.В., Куницкая О.А. Оптимальный выбор лесовозного автопоезда // Транспортные и транспортно-технологические системы. Материалы Международной научно-технической конференции. Отв. ред. Н.С. Захаров. — 2019. — С. 74–78.

3. Григорьев И.В., Куницкая О.А., Ланских Ю.В., Перминов А.А. Технические решения для повышения срока службы шин автолесовозов // Ремонт. Восстановление. Модернизация. — 2019. — № 5. — С. 13–19.

4. Боргонутдинов А.М., Рудов С.Е., Григорьев И.В., Ефимов Д.С., Швецова В.В. Экспериментальные исследования теплового режима в слоях дорожного покрытия магистральных лесовозных дорог // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. — 2022. — № 2 (386). — С. 146–158.

5. Григорьев И.В., Зорин М.В., Рудов М.Е. Современные способы укрепления временных лесовозных дорог и трелевочных волоков // Управление земельными ресурсами, землеустройство, кадастр, геодезия и картография. Проблемы и перспективы развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 255-летию Землеустройства Якутии и Году науки и технологий. — Якутск, 2021. — С. 278–285.

6. Драпалюк М.В., Зеликов В.А., Денисов Г.А., Злобина Н.И., Зеликова Н.В. Расследование и анализ аварийных ситуаций на автомобильных дорогах постоянного действия // Лесотехнический журнал. — 2021. — Т. 11, № 2 (42). — С. 108–120.

7. Зорин М.В., Куницкая О.А. Инновационные методы строительства лесных дорог // Инновации в химико-лесном комплексе: тенденции и перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редакторы Ю.А. Безруких, Е.В. Мельникова. — Красноярск, 2022. — С. 84–87.

8. Зорин М.В., Куницкая О.А. Современные сборно-разборные покрытия для строительства временных лесных дорог и технологических коридоров // Лесная инженерия, материаловедение и дизайн. Материалы 86-й научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов (с международным участием). — Минск, 2022. — С. 54–57.

9. Рябова О.В. Изучение географической среды для целей дорожного проектирования // Научный журнал строительства и архитектуры. — 2020. — № 1 (57). — С. 84–95.

10. Рябова О.В. Обеспечение безопасности на различных участках автомобильных дорог // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Технические науки. — 2004. — № Б6. — С. 198–202.

11. Григорьев И.В., Рудов С.Е., Каляшов В.А. Транспортно-технологические комплексы на базе лесных машин и самоходных лебедок для проведения рубок леса на склонах // Транспортные и транспортно-технологические системы. Материалы Международной научно-технической конференции. Отв. редактор Н.С. Захаров. — Тюмень, 2021. — С. 59–62.

12. Рябова О.В. Расчет экономической эффективности схем организации работ по зимнему содержанию автомобильных дорог при оценке транспортно-эксплуатационных свойств в системе автоматизированного проектирования // Депонированная рукопись. — Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия. — № 1316-В2005 14.10.2005.

13. Рябова О.В., Скрыпников А.В. Оценка транспортно-эксплуатационных характеристик сложных участков плана и продольного профиля с переходными режимами движения потока // Труды лесоинженерного факультета ПетрГУ. — 2008. — № 7. — С. 102–103.

14. Григорьев И.В., Куницкая О.А., Ланских Ю.В., Сандаков С.Ю., Просужих А.А., Рудов С.Е. Модернизация системы контроля давления в шинах лесных и сельскохозяйственных машин // Ремонт. Восстановление. Модернизация. — 2021. — № 2. — С. 21–30.

15. Григорьев И.В., Куницкая О.А. Управление долговечностью автомобильных шин // Проблемы функционирования систем транспорта. Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 2 т. Отв. редактор А.В. Медведев. — 2020. — С. 68–71.

16. Григорьев И.В., Куницкая О.А., Рудов С.Е. Новые технические решения для управления долговечностью автомобильных шин // Ремонт. Восстановление. Модернизация. — 2020. — № 5. — С. 12–15.

17. Кондрашова Е.В., Скрыпников А.В., Курьянов В.К. Оценка эксплуатационных условий лесовозных автопоездов на безопасность их движения в САПР // Лес. Наука. Молодежь ВГЛТА — 2002: сборник материалов по итогам научно-исследовательской работы молодых ученых Воронежской государственной лесотехнической академии за 2001–2002 годы. — Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2002. — С. 175–181.

18. Никитин В.В., Новосёлов И.С. Модель оптимального развития сети лесных дорог в лесосырьевом массиве // Вестник Московского государственного университета леса. Лесной вестник. — 2013. — № 2. — С. 121–125.

19. Чирков Е.В., Козлова Е.В., Болтнев Д.Е., Мацнев М.В., Никитин В.В., Брюховецкий А.Н. Проектирование эскизной линии плана трассы лесовозной автомобильной дороги // Тенденции развития технических средств и технологий в АПК: материалы Международной научно-практической конференции. — Воронеж, 2021. — С. 306–314.

Сопротивление движению является показателем, зависящим от состояния проезжей части дороги, ее прочности и ровности [1–5]. Можно привести следующую классификацию различных видов сопротивления движению:

1. Сопротивление движению, зависящее от конструкции подвижного состава, его параметров и состояния;

2. Сопротивление движению, зависящее от параметров конструкции и состояния пути;

3. Сопротивление движению, зависящее от среды, в которой происходит движение;

4. Сопротивление движению от уклона пути;

5. Сопротивление движению от поворота;

6. Сопротивление движению от ускорения.

Первые три вида сопротивления движению действуют в течение всего процесса движения. Остальные — лишь на отдельных участках пути. Поэтому эти группы сопротивлений движению условно названы, соответственно, основное и дополнительное сопротивления движению.

Для того чтобы рассчитать сопротивление движению по каждом участке лесовозной автомобильной дороги, необходимо знать математическое выражение каждого из названных видов сопротивления движению.

Для простоты рассмотрим в начале дополнительные сопротивления движению.

Дополнительное сопротивление движению, вызванное уклоном пути, связано с движением автомобиля на спуск или подъем. Коэффициент сопротивления движению от уклона оценивается величиной уклона, численно равной тангенсу угла наклона элемента дороги к горизонту и может быть выражен в долях единицы либо в % и имеет размерность соответственно Н/Н или Н/кН.

Дополнительное сопротивление от кривой в плане возникает в результате действия центробежной силы при движении автопоезда на повороте. Под действием центробежной силы возникает деформация шины в поперечном направлении. Сопротивление движению, в зависимости от радиуса поворота, определяется по эмпирической формуле:

где А — коэффициент, принимаемый, согласно [6], равным 0,8:1,0 и имеющий размерность Н м/Н;

R — радиус кривой, м.

Кроме этого вида сопротивления, при движении по кривой под действием центробежных сил возникает дополнительное сопротивление движению, вызванное неравномерной нагрузкой на колеса автопоезда. Этот вид сопротивления определяется по формуле:

Для Цитирования:
Злобина Н.И., Зеликов В.А., Григорьева О.И., Новгородов Д.В., Экспериментальное обоснование выбора скорости движения по лесовозной дороге в качестве показателя безопасности дорожного движения. Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: