По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Экскурс в закрытый мир водителей автофур, ежедневно перевозящих сотни тонн грузов между Россией и другими странами. Дальнобойщики-«международники»: со времен СССР до наших дней

По какому-то странному стечению обстоятельств о них говорят и пишут не так уж много, хотя мы часто видим этих суровых парней на междугородных трассах по всей России. Водители грузовиков на международных рейсах, в обиходе именуемые дальнобойщиками, — главные герои этого материала. Кстати, в среде настоящих профи избегают слова «дальнобой», говорят водитель-«международник». Это особая каста. Мы расскажем, кто они, как стать одним из них, где учиться и какие перспективы ждут россиян в этой профессии в наши дни. Истории живых людей, мнения специалистов из сферы международных перевозок, сравнение прошлого и настоящего...

Взгляд в прошлое: «Совтрансавто», «софики» и КГБ

При всей своей закрытости и «железном занавесе» СССР никогда не был страной-изгоем или анклавом, отделенным от остального мира на все 100 %. Совсем нет, СССР стремился налаживать контакты по всему миру, продавать и покупать товары, создавая крепкую основу для своей экономики, а также для решения геополитических задач. Ведущими торговыми партнерами Страны Советов были ФРГ, Финляндия, Италия, Франция, США, Япония и Великобритания. В странах Запада закупали самые разные товары. Например, продовольствие, грузовые автомобили, лесовозы, электронику, промышленное оборудование и так далее. При этом весомая часть грузооборота приходилась на автомобильные грузоперевозки.

Первые международные рейсы советские автоперевозчики выполнили в 1933 г. Они транспортировали грузы (в основном топливо) в Монголию по Чуйскому тракту. С 1963 г. начались единичные автоперевозки из СССР в страны социалистического лагеря, а чуть позже — и в страны Западной Европы. Так начиналась славная история международных перевозок в «Совтрансавто», которым способствовало официальное создание Кунцевского автохозяйства междугородных сообщений Главмежавтотранса Минавтошосдора РСФСР. Основным подвижным составом на первых этапах развития системы международных перевозок были тягачи «МАЗ», с помощью которых осуществлялись перевозки грузов только в страны социалистического лагеря и Финляндию. Но отечественные авто не удовлетворяли водителей ни качеством, ни удобством, ни надежностью, поэтому по мере наращивания объемов и расширения географии перевозок возникла необходимость в более современном и эффективном подвижном составе. Поэтому в 1973 г. впервые были закуплены транспортные средства за пределами социалистического лагеря: 100 тягачей марки Volvo (Швеция) и к ним полуприцепы фирмы Trailor (Франция).

Опыт использования этой техники оказался успешным, и с этого момента существенную часть транспорта для международных перевозок начали приобретать в Западной Европе. Наряду с подведомственными предприятиями главным управлением «Совтрансавто» за долгие годы своего существования была сформирована широкая специализированная сеть из транспортных организаций на территории РСФСР и других союзных республик (Украина, Белоруссия, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония, Азербайджан).

Для Цитирования:
Экскурс в закрытый мир водителей автофур, ежедневно перевозящих сотни тонн грузов между Россией и другими странами. Дальнобойщики-«международники»: со времен СССР до наших дней. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: