В современной экономике организации не просто конкурируют друг с другом с помощью хорошо разработанных автономных стратегий для достижения преимуществ перед конкурентами, полагаясь на свои собственные ресурсы, знания и возможности. В современном турбулентном деловом мире стратегические и конкурентные преимущества все больше основываются на общих ресурсах, сетевых экстерналиях, трансфере знаний, местных инвестициях и государственной поддержке [7, 10], что создает потребность концептуального переосмысления процесса создания конкурентных преимуществ как особенностей и компетенций конкретных организаций. Весь комплекс сложных и многосторонних взаимосвязей в современном высокотехнологичном производстве может быть представлен концепцией бизнес-экосистемы, которая рассматривает не только акторов, непосредственно вовлеченных в цепочку создания ценности, таких как поставщики или дилеры, но и всех акторов, формирующих цепочку создания ценности пусть даже косвенным образом, включая носителей материальных и нематериальных активов, таких как инфраструктура, институты, знания и сетевые эффекты взаимодействия [6, 9]. Хотя понятие экосистемы широко распространено и используется в научной литературе, нет единого определения бизнес-экосистемы, нет даже единого подхода к этому понятию. Уточнение понятий представляется актуальным и будет представлено в статье на примере анализа места и функций конкретных акторов в экосистеме автопроизводителей.
Сам термин «экосистема» применительно к бизнесу впервые был использован Д. Муром, описавшим развитие и соединение стратегий конкуренции и сотрудничества [11]. Л.А. Раменская на основе библиографического анализа публикаций 2000–2019 гг. выделила несколько дискурсов концепции экосистем [2]. К инновационной экосистеме относят сотрудничество и взаимодействие различных акторов для коммерциализации инноваций, которая обеспечивается через аккумулирование ресурсов и эффективность взаимодействия [5] в процессе совместного создания ценности [4]. Предпринимательская экосистема характеризуется как инновационной, так и территориальной составляющей (технополисы, кластеры). Предпринимательские системы также могут быть инновационными [12] или рассматриваться как зонтичные структуры, объединяющие различные инновационные проекты, структуры и инициативы [1].