По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338 DOI:10.33920/VNE-03-2107-07

Экосистема автопроизводителя: эволюция, акторы и перспективы развития

Сагинов Юрий Леонидович канд. экон. наук, доцент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Формирование экосистемы автопроизводителя на основе существующих глобальных цепочек создания ценности характеризуется развитием сложных многосторонних связей между участниками, привлечением новых игроков из других отраслей для создания и реализации ключевой потребительской ценности. На основе уточнения основных понятий бизнесэкосистемы в статье обсуждается ее трансформация под влиянием факторов внешней и внутренней среды. На примере лизинговых компаний показан процесс вовлечения новых акторов в экосистему автопроизводителя.

Литература:

1. Дорошенко С.В., Шеломенцев А.Г. Предпринимательская экосистема в современных социоэкономических исследованиях // Журнал экономической теории. — 2017. — № 4. — С. 212–221.

2. Раменская Л.А. Применение концепции экосистем в экономико-управленческих исследованиях // Управленец. — 2020. — Т. 11, № 4. — С. 16–28.

3. Сагинов Ю.Л., Строганов И.А. Глобальные цепочки стоимости и вопросы экономического развития // Российское предпринимательство. — 2018. — Т. 19, № 4. — С. 1229–1238.

4. Смородинская Н.В. Сетевые инновационные экосистемы и их роль в динамизации экономического роста // Инновации. — 2014. — № 7 (189) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ setevye-innovatsionnye-ekosistemy-i-ih-rol-v-dinamizatsii-ekonomicheskogo-rosta (дата обращения: 12.05.2021).

5. Adner R. Ecosystem as structure: an actionable construct for strategy // Journal of Management. 2017; 43, 1: 39–58.

6. Audretsch D.B., Cunningham J.A., Kuratko D.F. et al. Entrepreneurial ecosystems: economic, technological, and societal impacts // Journal of Technology Transfer. 2019; 44: 313–325. — URL: https://doi.org/10.1007/ s10961-018-9690-4.

7. D’Aveni R.A., Dagnino G.B., & Smith K.G. The age of temporary advantage. Strategic Management Journal; 2010; 31 (13):1371–1385.

8. Kireeva N., Zavyalov D., Saginova O., Zavyalova N., Saginov Y. User interest in car sharing as an indicator of sustainable urban agglomeration development (2021) E3S Web of Conferences, 244, статья № 08025, DOI: 10.1051/ e3sconf/202124408025.

9. Kuratko D.F. Entrepreneurship: Theory, process, & practice. Mason: Cengage Learning, 2017.

10. Minà A., Dagnino G.B., & Ben-Letaifa S. Competition and cooperation in entrepreneurial ecosystems: A life-cycle analysis of canadian ICT ecosystems. In F. Belussi & L. Orsi (Eds.), Innovation, alliances and networks in high-tech environment (pp. 65–81). Abingdon: Routledge, 2016.

11. Moore J.F. The death of competition: leadership and strategy in the age of business ecosystems. — NY: HarperCollins, 1996.

12. Zahra S.A., Nambisan S. Entrepreneurship and strategic thinking in business ecosystems BUSINESS horizons vol 55, no 3 pp 2190229. DOI: 10.1016/j.bushor.2011.12.004.

1. Doroshenko S.V., Shelomentsev A.G. Predprinimatelskaia ekosistema v sovremennykh sotsioekonomicheskikh issledovaniiakh [Entrepreneurial ecosystem in modern socioeconomic research] // Zhurnal ekonomicheskoi teorii [Journal of Economic Theory]. — 2017. — No. 4. — P. 212–221. (In Russ.)

2. Ramenskaia L.A. Primenenie kontseptsii ekosistem v ekonomiko-upravlencheskikh issledovaniiakh [Application of the concept of ecosystems in economic management research] // Upravlenets [Manager]. — 2020. — Vol. 11, No. 4. — P. 16–28. (In Russ.)

3. Saginov Iu.L., Stroganov I.A. Globalnye tsepochki stoimosti i voprosy ekonomicheskogo razvitiia [Global value chains and economic development issues] // Rossiiskoe predprinimatelstvo [Russian Entrepreneurship]. — 2018. — Vol. 19, No. 4. — P. 1229–1238. (In Russ.)

4. Smorodinskaia N.V. Setevye innovatsionnye ekosistemy i ikh rol v dinamizatsii ekonomicheskogo rosta [Network innovation ecosystems and their role in the dynamization of economic growth] // Innovatsii [Innovations]. — 2014. — No. 7 (189) [Electronic resource]. — Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/setevye-innovatsionnye-ekosistemy-i-ih-rol-v-dinamizatsii-ekonomicheskogo-rosta (date of access: 12.05.2021). (In Russ.)

5. Adner R. Ecosystem as structure: an actionable construct for strategy // Journal of Management. 2017; 43, 1: 39–58.

6. Audretsch D.B., Cunningham J.A., Kuratko D.F. et al. Entrepreneurial ecosystems: economic, technological, and societal impacts // Journal of Technology Transfer. 2019; 44: 313–325. — URL: https://doi.org/10.1007/ s10961-018-9690-4.

7. D’Aveni R.A., Dagnino G.B., & Smith K.G. The age of temporary advantage. Strategic Management Journal; 2010; 31 (13):1371–1385.

8. Kireeva N., Zavyalov D., Saginova O., Zavyalova N., Saginov Y. User interest in car sharing as an indicator of sustainable urban agglomeration development (2021) E3S Web of Conferences, 244, article № 08025, DOI: 10.1051/ e3sconf/202124408025.

9. Kuratko D.F. Entrepreneurship: Theory, process, & practice. Mason: Cengage Learning, 2017.

10. Minà A., Dagnino G.B., & Ben-Letaifa S. Competition and cooperation in entrepreneurial ecosystems: A life-cycle analysis of Canadian ICT ecosystems. In F. Belussi & L. Orsi (Eds.), Innovation, alliances and networks in high-tech environment (pp. 65–81). Abingdon: Routledge, 2016.

11. Moore J.F. The death of competition: leadership and strategy in the age of business ecosystems. — NY: HarperCollins, 1996.

12. Zahra S.A., Nambisan S. Entrepreneurship and strategic thinking in business ecosystems BUSINESS horizons vol 55, no 3 pp 2190229. DOI: 10.1016/j.bushor.2011.12.004.

В современной экономике организации не просто конкурируют друг с другом с помощью хорошо разработанных автономных стратегий для достижения преимуществ перед конкурентами, полагаясь на свои собственные ресурсы, знания и возможности. В современном турбулентном деловом мире стратегические и конкурентные преимущества все больше основываются на общих ресурсах, сетевых экстерналиях, трансфере знаний, местных инвестициях и государственной поддержке [7, 10], что создает потребность концептуального переосмысления процесса создания конкурентных преимуществ как особенностей и компетенций конкретных организаций. Весь комплекс сложных и многосторонних взаимосвязей в современном высокотехнологичном производстве может быть представлен концепцией бизнес-экосистемы, которая рассматривает не только акторов, непосредственно вовлеченных в цепочку создания ценности, таких как поставщики или дилеры, но и всех акторов, формирующих цепочку создания ценности пусть даже косвенным образом, включая носителей материальных и нематериальных активов, таких как инфраструктура, институты, знания и сетевые эффекты взаимодействия [6, 9]. Хотя понятие экосистемы широко распространено и используется в научной литературе, нет единого определения бизнес-экосистемы, нет даже единого подхода к этому понятию. Уточнение понятий представляется актуальным и будет представлено в статье на примере анализа места и функций конкретных акторов в экосистеме автопроизводителей.

Сам термин «экосистема» применительно к бизнесу впервые был использован Д. Муром, описавшим развитие и соединение стратегий конкуренции и сотрудничества [11]. Л.А. Раменская на основе библиографического анализа публикаций 2000–2019 гг. выделила несколько дискурсов концепции экосистем [2]. К инновационной экосистеме относят сотрудничество и взаимодействие различных акторов для коммерциализации инноваций, которая обеспечивается через аккумулирование ресурсов и эффективность взаимодействия [5] в процессе совместного создания ценности [4]. Предпринимательская экосистема характеризуется как инновационной, так и территориальной составляющей (технополисы, кластеры). Предпринимательские системы также могут быть инновационными [12] или рассматриваться как зонтичные структуры, объединяющие различные инновационные проекты, структуры и инициативы [1].

Для Цитирования:
Сагинов Юрий Леонидович, Экосистема автопроизводителя: эволюция, акторы и перспективы развития. Лизинг. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: