Несмотря на высокую себестоимость автомобильного транспорта, до 90% продукции перевозится именно с его помощью. Повысить эффективность эксплуатации автомобильного транспорта можно в результате уменьшения расходов на горюче-смазочные материалы, которые могут достигать 25–30% в структуре себестоимости транспортных услуг и имеют тенденцию к дальнейшему увеличению. С учетом постоянного роста цен на энергоносители становится очевидным приоритетное влияние энергетических ресурсов на себестоимость транспортных услуг.
Условия эксплуатации автомобилей, которые складываются из различных факторов внешней среды, оказывают значительное влияние на расход топлива. Учитывая, что значительная часть территории РФ относится к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, следует отметить актуальность исследований, направленных на изучение факторов влияния внешней среды на расход топлива у автомобилей.
Проведенный анализ наиболее известных научно-исследовательских работ в области повышения топливной экономичности автотранспортных средств позволил сделать вывод о том, что в настоящее время сложились определенные теоретическая, методологическая и экспериментальная базы. Определено, что основным требованием, предъявляемым при эксплуатации автомобилей, является повышение эффективности не только за счет повышения результативности перевозок, снижения трудовых и материальных затрат, но и за счет экономии топливно-энергетических ресурсов. К методам ресурсосбережения следует отнести все мероприятия, позволяющие уменьшить расход топлива автомобилями при их эксплуатации. В технической литературе широко освещены частные случаи влияния факторов внешней среды на расход топлива автомобилей, например влияние низких температур воздуха. Однако в них не в полной мере отражены вопросы топливной экономичности автомобилей с учетом совместного влияния температуры, давления, плотности и влажности воздуха, отсутствует концепция формирования расхода топлива с учетом подогрева и поддержания установившейся оптимальной температуры воздуха во впускном коллекторе. Актуальность и недостаточность разработанности этих проблем послужили основанием для проведения настоящего исследования.