В условиях кризиса, независимо от того есть он на самом деле или нет, речь может пойти и об увольнениях, и о снижении зарплат, и невыплате премий. Эти три способа экономии вызывают, по понятным причинам, самые болезненные эмоции. Как же обеспечить бескровное преодоление «временных трудностей»?
Вот некоторые соображения по этому вопросу на примере… ну хотя бы малярно-кузовного цеха.
Прежде всего надо сказать об оптимизации издержек. Но видимая экономия не всегда приводит к желаемому результату. Вот пример. Выросла загрузка малярно-кузовного цеха. Причем настолько, что СТО не справляется с заказами. Клиенты образовали очередь. Руководство довольно ситуацией, ему кажется, что это благоденствие не кончится никогда. За ненадобностью сворачивается финансирование маркетинговых программ, в частности, по поддержанию лояльности клиентов. Результат получается обратный: новых клиентов не образуется из-за длинной очереди и отсутствия маркетинговых ходов, старые заказчики, учуяв снижение к себе интереса, отправляются к конкурентам. Этот процесс занимает менее полугода, и вот уже вместо благополучия — сплошной кошмар и разорение. А всего-то надо было направить все усилия на экономию самого драгоценного ресурса — времени. Сократить его потери, повысить пропускную способность цеха, улучшить организацию работы, не забывая о маркетинге.
Другой пример: клиентов стало меньше, и руководитель принимает решение сэкономить на бюджете фонда инструмента и обслуживания оборудования. Вроде бы логика в этом есть, но в самый непредвиденный момент вдруг выходит из строя окрасочно-сушильная камера, и вся работа предприятия на неделю прекращается вовсе. Экономия?
На чем можно экономить, а на чем не стоит?
Обучение персонала. Обычные опасения типа: «я его обучу, а он уйдет через год к конкурентам», разумеется, не беспочвенны. Однако лучше работать даже короткое время со специалистом с большой буквы, чем терпеть постоянные проблемы с дилетантами и бракоделами. Сама по себе возможность обучения и карьерного роста уже является для работника сильным мотивирующим фактором, повышающим его уровень лояльности к руководству.