В последнее время в Краснодарском крае наблюдается выполнение работ по ремонту существующих и строительству новых дорог. Одним из проектов нового строительства является проект дороги, соединяющей юбилейный микрорайон (ЮМР) г. Краснодара и торговый центр «Мега» (ТЦ «Мега») республики Адыгея.
В связи с тем, что дороги относятся к линейным объектам, при их строительстве затрагиваются интересы большого количества граждан, поэтому на этапе проектирования разрабатывается несколько вариантов ее расположения (рис. 1).
Из представленных выше вариантов расположения дороги необходимо выбрать один, наиболее оптимальный. Рациональность выбора подразумевает под собой учет множества качественных и количественных факторов, влияющих на выбор того или иного варианта, к которым относятся экономические, социальные, экологические, землеустроительные, временные и другие показатели.
Для того чтобы учесть все вышеперечисленные факторы в совокупности и произвести выбор проекта (варианта) строительства наиболее объективно и точно, можно применить экономико-математические методы (ЭММ). В данной статье для принятия решения по выбору проекта дороги был использован ЭММ анализа иерархий Т. Л. Саати.
Суть метода заключается в выявлении критериев, влияющих на выбор альтернатив, с последующим структурированием их в иерархию по уровням. На первом уровне размещается цель задачи, на втором — основные критерии, влияющие на этот выбор, на третьем — уточняющие факторы предыдущего уровня, на четвертом — альтернативы проектов [6]. На наш взгляд, основными критериями, влияющими на выбор одного варианта дороги, являются:
● стоимостные (финансовые);
● социальные;
● землеустроительные;
● временные.
Все вышеуказанные критерии включают в себя несколько показателей, которые детализированы и приведены в уровне 3 (рис. 2).
1. Цена проекта
На цену проекта влияет стоимость строительства, а также стоимость кадастровых работ. Для количественного анализа данных показателей необходимо знать основную характеристику линейных объектов — их протяженность. Данные о длинах дорог были получены в результате наложения подложки (генплан с нанесенными проектными дорогами) с границей кадастрового квартала 01:05:2900013 с последующим масштабированием (рис. 3).