В последнее время в Краснодарском крае наблюдается выполнение работ по ремонту существующих и строительству новых дорог. Одним из проектов нового строительства является проект дороги, соединяющей юбилейный микрорайон (ЮМР) Краснодара и торговый центр «Мега» Республики Адыгея.
В связи с тем что дороги относятся к линейным объектам, при их строительстве затрагиваются интересы большого количества граждан, поэтому на этапе проектирования разрабатывается несколько вариантов ее расположения (рис. 1).
Из представленных выше вариантов расположения дороги необходимо выбрать один, наиболее оптимальный. Рациональность выбора подразумевает под собой учет множества качественных и количественных факторов, влияющих на выбор того или иного варианта, к которым относятся экономические, социальные, Рис. 1. Фрагмент генерального плана г. Краснодара с тремя вариантами расположения дорог, соединяющих ЮМР и ТЦ «Мега» Из представленных выше вариантов расположения дороги необходимо выбрать один, наиболее оптимальный. Рациональность выбора подразумевает под собой учет множества Вариант №1 Вариант №2 Вариант №3 ТЦ «Мега» ЮМР Рис. 1. Фрагмент генерального плана Краснодара с тремя вариантами расположения дорог, соединяющих ЮМР и ТЦ «Мега» экологические, землеустроительные, временные и другие показатели.
Для того чтобы учесть все вышеперечисленные факторы в совокупности и произвести выбор проекта (варианта) строительства наиболее объективно и точно, можно применить экономико-математические методы (ЭММ). В данной статье для принятия решения по выбору проекта дороги был использован ЭММ анализа иерархий Т.Л. Саати.
Суть метода заключается в выявлении критериев, влияющих на выбор альтернатив, с последующим структурированием их в иерархию по уровням. На первом уровне размещается цель задачи, на втором — основные критерии, влияющие на этот выбор, на третьем — уточняющие факторы предыдущего уровня, на четвертом — альтернативы проектов [6]. На наш взгляд, основными критериями, влияющими на выбор одного варианта дороги, являются: