По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Экономико-математическое моделирование как системный и комплексный подход принятия решений по выбору проекта строительства дороги

Е.В. Яроцкая канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой землеустройства и земельного кадастра, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар, e-mail: yarockaya_ev@mail.ru
Д.А. Гура канд. техн. наук, доцент кафедры кадастра и геоинженерии, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар, e-mail: gda-kuban@mail.ru
А.П. Павлюкова студент 4-го курса землеустроительного факультета, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар, e-mail: pavlukova190397@mail.ru

В статье рассматривается выбор проекта строительства дороги, соединяющей юбилейный микрорайон Краснодара и торговый центр «Мега» Республики Адыгея, исходя из трех возможных вариантов прохождения дорог, отображенных на генеральном плане города. Выбор осуществлялся при учете экономических, социальных, землеустроительных и временных критериев каждого проекта путем применения метода анализа иерархий Т.Л. Саати.

Литература:

1. Гура, Д.А., Кусова, С.И., Кравцова, Т.В. О проблемах современного кадастра // Науки о Земле на современном этапе: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. — М., 2012. — С. 73–75.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 03.08.2018 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Консультант плюс [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru

3. Ковязин, В.Ф., Пинчук, А.А. Отвод земельного участка для строительства автомобильного дороги в Гатчинском районе Ленинградской области // Астраханский вестник экологического образования. — 2015. — № 4 (34). — С. 71–76.

4. Мелентьев, В.В., Гура, Д.А. Особенности постановки на кадастровый учет линейных объектов // Национальная ассоциация ученых. — 2015. — С. 77–78.

5. Павлюкова, А.П., Гура, Д.А. Анализ правовой базы проведения работ по определению границ водных объектов // Студенческие научные работы землеустроительного факультета: материалы междунар. науч.-практ. конф.; КубГАУ им. И. Т. Трубилина. — Краснодар, 2019. — С. 226–331.

6. Саати, Т.Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. — М.: Радио и связь, 1989. — 316 с.

7. Яроцкая, Е.В. Применение экономико-математических методов моделирования оценки и минимизации рисков инвестиционных проектов в условиях неопределенности // Научный журнал КубГАУ. — 2014. — № 98 (04). — С. 1–16.

8. Яроцкая, Е.В. Управление имущественными рисками предприятия: монография. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. — 131с.

1. Gura, D. A., Kusova, S. I., Kravtsova, T. V. On the problems of the modern cadastre. Earth Sciences at the present stage: materials of the VI International. scientific-pract. conf. M., 2012. pp. 73–75.

2. Land Code of the Russian Federation dated October 25, 2001 No. 136-FZ (as amended on August 3, 2018 with amendments and additions, effective from September 1, 2018). Consultant Plus. Available at: http://www.consultant.ru

3. Kovyazin, V. F., Pinchuk, A. A. Allotment of a land plot for the construction of a highway in the Gatchinsky District of the Leningrad Region. Astrakhan Bulletin of Environmental Education. 2015. No. 4 (34). pp. 71–76.

4. Melentiev, V. V., Gura, D. A. Features of cadastral registration of linear objects. National Association of Scientists.2015. pp. 77–78.

5. Pavlyukova, A. P., Gura, D. A. Analysis of the legal framework for carrying out work to determine the boundaries of water bodies. Student Scientific Works of the Faculty of Land Management: Materials of the Intern. scientific-pract. conf.; KubGAU im. I. T. Trubilina. Krasnodar, 2019. pp. 226–331.

6. Saaty, T. L. Decision making. Hierarchy analysis method. M .: Radio and communication, 1989. 316 p.

7. Yarotskaya, E. V. Application of economic and mathematical methods for modeling the assessment and minimization of risks of investment projects under uncertainty. Scientific journal of KubSAU. 2014. No. 98 (04). pp. 1–16.

8. Yarotskaya, E. V. Management of enterprise property risks: monograph. Tomsk: Publishing House of Tomsk Polytechnic University, 2011. 131 p.

В последнее время в Краснодарском крае наблюдается выполнение работ по ремонту существующих и строительству новых дорог. Одним из проектов нового строительства является проект дороги, соединяющей юбилейный микрорайон (ЮМР) Краснодара и торговый центр «Мега» Республики Адыгея.

В связи с тем что дороги относятся к линейным объектам, при их строительстве затрагиваются интересы большого количества граждан, поэтому на этапе проектирования разрабатывается несколько вариантов ее расположения (рис. 1).

Из представленных выше вариантов расположения дороги необходимо выбрать один, наиболее оптимальный. Рациональность выбора подразумевает под собой учет множества качественных и количественных факторов, влияющих на выбор того или иного варианта, к которым относятся экономические, социальные, Рис. 1. Фрагмент генерального плана г. Краснодара с тремя вариантами расположения дорог, соединяющих ЮМР и ТЦ «Мега» Из представленных выше вариантов расположения дороги необходимо выбрать один, наиболее оптимальный. Рациональность выбора подразумевает под собой учет множества Вариант №1 Вариант №2 Вариант №3 ТЦ «Мега» ЮМР Рис. 1. Фрагмент генерального плана Краснодара с тремя вариантами расположения дорог, соединяющих ЮМР и ТЦ «Мега» экологические, землеустроительные, временные и другие показатели.

Для того чтобы учесть все вышеперечисленные факторы в совокупности и произвести выбор проекта (варианта) строительства наиболее объективно и точно, можно применить экономико-математические методы (ЭММ). В данной статье для принятия решения по выбору проекта дороги был использован ЭММ анализа иерархий Т.Л. Саати.

Суть метода заключается в выявлении критериев, влияющих на выбор альтернатив, с последующим структурированием их в иерархию по уровням. На первом уровне размещается цель задачи, на втором — основные критерии, влияющие на этот выбор, на третьем — уточняющие факторы предыдущего уровня, на четвертом — альтернативы проектов [6]. На наш взгляд, основными критериями, влияющими на выбор одного варианта дороги, являются:

Для Цитирования:
Е.В. Яроцкая, Д.А. Гура, А.П. Павлюкова, Экономико-математическое моделирование как системный и комплексный подход принятия решений по выбору проекта строительства дороги. Сметно-договорная работа в строительстве. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: