Значительные капитальные вложения в процесс энергообеспечения зданий и сооружений тепловой энергией в современных условиях приходятся в основном на затраты по транспортировке топливного энергоресурса. Все расчеты расходов проводятся на транспортировку топливного энергоресурса, в частности природного газа, как по действующим, так и по проектируемым газотранспортным маршрутам в соответствии с рядом научных трудов, законодательных и нормативных документов [1, 3–7, 10–14]. Также строительство, реконструкция и обслуживание газового трубопровода на большие расстояния предусматривают значительные финансовые затраты. Метод транспортировки, например, газа на короткие и средние расстояния остается тоже не всегда дешевым и требует капитальных вложений [2, 7–9].
Широко известны важнейшие оптимизационные задачи снижения капитальных вложений при транспортировке природного газа по трубопроводам, которые внедрены к реализации в реальные инвестиционные проекты и уже давно действуют. Критерий минимизации целевой функции затрат на транспортировку топливного энергоресурса в натуральном или денежном выражении при заданном плане подачи газа потребителям является основным для нормальных режимов функционирования систем снабжения. Вместе с тем критерий максимизации подачи газа для энергообеспечения объектов военной инфраструктуры силового компонента государства очень важен при его дефиците или при аварийных режимах функционирования. Вероятен критерий максимума прибыли при подаче топливного энергоресурса потребителям, однако решение оптимизационной задачи по этому критерию осложнено экономическими соображениями и конъюнктурной неоднозначностью. В основу стоимостной оценки здесь следует заложить оптовые цены на единицу создаваемой продукции [6, 7, 9].
При разработке экономико-математической модели обоснования топливного энергоресурса для обеспечения энергетической безопасности зданий и сооружений важной задачей является определение места нахождения базы снабжения топлива.
Для этого принята следующая логистическая задача (см. рисунок): снабжение острова А осуществляется через железнодорожную станцию В.