Объем экономики Рунета (контент и сервисы) по итогам 2015 г. составил 1355,38 млрд руб., а объем рынка электронных платежей — 588 млрд руб., что суммарно эквивалентно 2,4 % ВВП России. При этом объем интернет-зависимых рынков сопоставим с 19 % ВВП России. Эти данные получены в ходе исследования «Экономика Рунета 2015– 2016 гг.», которое проводилось Ассоциацией Электронный Коммуникаций (РАЭК). По прогнозам, в 2016 г. объем экономики Рунета составит 1581,34 млрд руб.
Сфера электронной коммерции в России исследована в четырех сегментах: онлайн-ритейл в объеме 598 млрд руб. (прирост по сравнению с прошлым годом 26 %), электронные платежи в объеме 588 млрд руб. (прирост 23,5 %) и прогнозом увеличения на 2016 г. на 16,6 %, онлайн-трэвел 315,3 млрд руб, другие сегменты — 147,20 млрд руб. (30 %).
«Последние годы все активнее развивается интернет-бизнес в регионах: открываются ИТнаправления в вузах, появляются новые региональные ИТ-компании, проводятся мероприятия, посвященные ИТ. Это — здорово! Ведь мы с вами становимся свидетелями того, как наша страна выходит на новый уровень — уровень интернет-державы с надежной цифровой экономикой».
Сергей Александрович Плуготаренко, директор РАЭК
Эксперты отмечают постепенный рост качества и скорости доставки в результате осуществления инвестиций в логистику различными участниками рынка и совершенствование производственных процессов Почты России. Так, в 2015 г. почта доставила почти вдвое больше товаров из интернет-магазинов, чем в 2014 г., и в 4,5 раза больше, чем в 2013 г.
Это также связано с дальнейшим развитием доступа к Интернету, увеличением мобильного трафика, изменением покупательских практик в сфере онлайн-торговли. Так, у многих лидеров Рунета доля заказов с мобильных устройств приближается к 50 %, в некоторых товарных категориях — до 70 %. Прогноз на 2016 г. также оптимистичный и составляет около 20 %.
Сегмент онлайн-тревел пережил беспрецедентное влияние внешних факторов (банкротство Трансаэро, запрет на полеты в популярные курортные зоны), ущерб от которых частично смогло сгладить развитие внутреннего туризма. Эксперты отмечают, что для устойчивого развития компаниям сегмента необходимо выйти из «зоны турбулентности», чтобы иметь возможность пересмотреть параметры бизнес-моделей и эффективнее планировать свою деятельность.