Во второй половине ХХ в. важнейшим регионом, где пересеклись политические, военные и экономические интересы США и СССР, стала Азия. Этот интерес двух ведущих государств во многом определил не только наличие в данном регионе огромных запасов полезных ископаемых, главным образом нефти и газа, но и геостратегическое положение некоторых азиатских стран, в первую очередь государств Ближнего Востока — транспортного узла, связывающего Европу с Азией и Африкой. Господство в восточном Средиземноморье давало США возможность закрыть для Советского Союза извне черноморские проливы, эффективно влиять на Турцию, а во время правления иранского шаха иметь антисоветский плацдарм прямо на южной границе СССР.
Советскому Союзу военно-политическое и военно-техническое сотрудничество с азиатскими государствами позволяло установить контроль над ситуацией на мировом нефтяном рынке и получить дополнительные рычаги для поддержания своих союзников, укрепления собственных позиций в этом регионе и усиления влияния на общую геополитическую ситуацию.
Советская помощь в рамках военного сотрудничества с азиатскими странами осуществлялась по следующим направлениям:
— демонстрация военной силы и поддержание необходимого баланса сил в районах реальных и потенциальных вооруженных столкновений;
— экспортные поставки продукции военного назначения;
— сотрудничество в области совместной разработки и производства перспективных образцов военной техники и вооружения;
— командирование военных советников и специалистов в дружественные страны;
— использование в боевых действиях личного состава Вооруженных сил СССР (Афганистан) [7].
Для практической реализации этих задач были разработаны соответствующая нормативная база международного военного сотрудничества и межправительственные соглашения и договоры. Кроме международных договоров и соглашений, правовыми основаниями для осуществления этой деятельности с заинтересованными государствами являлись различные ведомственные приказы и распоряжения Совета Министров СССР и министерств.