Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что экспертный анализ и систематизация вызовов, связанных с бурным развитием Интернета, выявили гораздо более широкий спектр проблем.
Цель исследования: достижение целей в области устойчивого развития цифровой экономики и преодоление «цифрового разрыва» в этой области, исследование повышения эффективности ИТ-сервисов, совершенствование управления рисками и расходами.
Задачи исследования: исследование эффективности ИТ-сервисов, совершенствование управления рисками и расходами, мировой опыт в сфере урегулирования глобальных цифровых платформ.
Материалы и методы исследования: при проведении исследования применяются мобильные приложения, облачные решения, экспертный анализ.
Пандемия ускорила цифровизацию в экономике, бизнесе и практически во всех областях жизни человека, и, как следствие, такая глобализация несет в себе риски. Необходимость адаптироваться к новой реальности в условиях пандемии стимулировала процессы цифровизации всех сфер жизни общества. Сегодня без Интернета нельзя представить себе ни экономику, ни банковскую сферу, ни образование, ни работу, ни общение [1].
Сегодня в России стали гораздо чаще делать покупки онлайн. В 2022 году рынок российского сегмента e-commerce вырос на 58%. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) анализирует, что объем российской интернет-торговли за 2022 год составил примерно 5,172 трлн руб. и доля e-commerce в общем обороте — 9,2%. Это естественный показатель для электронной коммерции, который уже сложился в качестве тренда, поэтому вполне можно ожидать параметры по 2023 году в 6,3–6,6 трлн руб., и, по мнению ведущих экспертов, это будет примерно 16% от розничных продаж [2].
По мнению ведущих аналитиков, Россия занимает 12-е место в мире по доле электронной торговли от всего ретейл-оборота с показателем 11,6%.
Как заметили эксперты АКИТ, в течение следующих пяти лет российский рынок совершенно точно может утроиться. Если сейчас получен результат в 6,17 трлн руб. по окончании 2023 года, значит, к 2028 году с учетом отсутствия еще более драматических макроэкономических и геополитических изменений можно ожидать оборот в 15 трлн руб., и эксперты уверены, что доля от розничных продаж будет существенно выше нынешних 11,2% (по итогам девяти месяцев 2023 года) [2].