По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.133.7

Экономический механизм рационального использования подземных вод

Головина Е.И. Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», г. Санкт-Петербург

В статье произведена попытка расчета стоимости подземной воды с помощью затратного метода ценообразования, сопоставлены объемы финансирования гидрогеологических работ из федерального бюджета и величина собираемости водного налога. Подчеркивается необходимость введения дифференцированного подхода к налоговым ставкам водного налога, который должен базироваться на стоимостной оценке подземных вод как полезного ископаемого.

Литература:

1. Решение совместного расширенного заседания секций «Охрана и использование водных ресурсов» и «Охрана и использование природных ресурсов при пользовании недрами» Высшего экологического совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии на тему «Законодательное обеспечение охраны и использования подземных вод», Государственная Дума, 20 марта 2014 г.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации, глава 25.2 «Водный налог» (введена ФЗ от 28.07.2004 № 83-ФЗ): принят Гос. Думой 19.07.2000 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/3_6.html (Дата обращения: 23.09.2013).

3. Головина Е.И. О расчете платежей за водопользование и сборов при эксплуатации подземных водозаборов // Экономист. – 2013. – Вып. 11. – С. 66–72.

4. Головина Е.И. Основные предпосылки реформирования системы управления фондом добычи подземных вод России // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – Экономические науки. – 2013. – Вып. 6–1. – СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2013. – С. 75–82.

5. Лубенский Л.А. Об экономической оценке месторождений пресных подземных вод // Разведка и охрана недр. – 2003. – Вып. 10. – С. 11–13.

6. Боревский Б.В., Боревский Л.В., Язвин Л.С. Основные принципы разработки новой Классификации эксплуатационных запасов и прогнозных эксплуатационных ресурсов подземных вод // Разведка и охрана недр. – 2005. – № 11. – С. 2–10.

7. Конкурсы на размещение заказов на выполнение работ по ГИН и ВМСБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sevzapnedra.nw.ru/ (Дата обращения: 02.10.2013).

Российская Федерация принадлежит к числу государств наиболее обеспеченных водными ресурсами. В составе природных водных ресурсов, используемых для хозяйственно-питьевых и производственных нужд, в первую очередь, представляют интерес подземные воды, которые являются одним из ценнейших и незаменимых видов полезных ископаемых. Месторождения подземных вод России содержат свыше 10% мировых разведанных запасов. Пресные подземные воды являются нередко единственным источником обеспечения населения питьевой водой высокого качества, защищенным от загрязнения. Водоснабжение более 50% территорий и населения РФ базируется на подземных водах [1].

В Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в последнее время активно обсуждаются проблемы законодательного совершенствования правил добычи подземных вод для хозяйственнопитьевых целей. В ходе весенней сессии заседания Высшего экологического совета Комитета особо отмечены следующие недостатки современной системы недропользования при добыче подземных вод:

1. Неопределнность правового статуса подземных вод как полезного ископаемого, являющаяся одной из причин бессистемного, бесхозяйственного, нерационального их использования.

2. Наличие множества субъектов права пользования подземными водами, интересы которых могут не совпадать, а подчас и противоречить друг другу. В регулировании вопросов изучения, охраны и использования водных ресурсов в РФ принимает участие ряд федеральных ведомств, среди которых не определено головное, координирующее все вопросы для подземных вод. Из-за различной ведомственной подчиненности существующая система управления не решает всех стоящих перед ней задач.

3. Несоответствие ряда документов, регулирующих изучение, использование и охрану подземных вод современному уровню отечественного и мирового опыта нормативно-правового регулирования и другие [1].

Особое внимание в обсуждении уделяется разделению сфер ответственности федерального и регионального уровней в вопросах водопользования и охраны подземных вод. Необходимость модернизации государственного управления и регулирования водопользования за счет подземных вод обусловлена несоответствием возрастающих проблем в водном хозяйстве организационной структуре управления водными ресурсами. Такие функции водохозяйственного комплекса, как обеспечение населения качественной питьевой водой, защита населения, хозяйствующих субъектов и природных систем от вредного воздействия загрязнения подземных вод, заставляют искать новые технические, технологические и иные средства, методы, принципы для повышения экономической эффективности управления водным хозяйством страны и ее субъектов. По мнению автора, любые изменения в системе государственного управления и регулирования фондом подземных вод в России невозможны без совершенствования экономических аспектов использования подземных вод, а именно: системы ценообразования и системы налогообложения добычи подземных вод.

Для Цитирования:
Головина Е.И., Экономический механизм рационального использования подземных вод. Водоочистка. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: