По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9

Экономический эффект регулирования электронной коммерции в странах АСЕАН

Полянская Анна стажер, Институт профессиональной подготовки и технического сотрудничества, ВТО Centre William Rappard, Rue de Lausanne 154, CH-1211, Geneva, e-mail: apolyanskaya28@gmail.com

В рамках стремительного развития электронной коммерции, оказывающего неоспоримое влияние на экономику отдельных компаний, стран, регионов и в целом на мировую торговлю, на международной арене ведутся активные дискуссии о введении национальных мер ее регулирования. Возникает необходимость рассмотрения степени воздействия правительственных инициатив на деятельность электронных торговых площадок. В статье проанализированы факторы влияния, которое политика стран АСЕАН, как наиболее быстрорастущего рынка электронной коммерции, оказывает на экономики крупных местных компаний, чья деятельность ориентирована на электронный коммерческий бизнес. Основное внимание уделено анализу обеспечения конкурентоспособности электронных магазинов на местных рынках за счет проводимой в АСЕАН политики регулирования и стимулирования электронной коммерции.

Литература:

1. Alibaba Group. Alibaba Group Announces March Quarter 2018 Results and Full Fiscal Year 2018 Results. — P. 4.

2. ASEAN Digital Integration Framework. URL: https://asean.org/ storage/2019/01/ASEAN-DigitalIntegration-Framework.pdf.

3. ASEAN Investment Report 2019 — FDI in Services: Focus on Health Care. — Jakarta: ASEAN Secretariat, 2019. — P. 20, 283.

4. ASEAN SME service center. Small and Medium Enterprises (SMEs) in ASEAN. URL: http://www.aseansme.org/ aboutus.

5. ASEAN. Work Programme on Electronic Commerce 2017 — 2025. URL: https://asean.org/asean-economiccommunity/sectoral-bodies-under-thepurview-of-aem/e-commerce/.

6. ASEANUP. Overview of e-commerce in ASEAN. URL: https:// aseanup.com/overview-of-ecommerce-in-southeast-asia/.

7. ASEAN Secretariat. Master Plan on ASEAN connectivity, 2011.

8. A.T. Kearney. Lifting the Barriers to E-Commerce in ASEAN / CIMB ASEAN Research Institute. — 2015. — P. 9.

9. CNBC. Alibaba buys controlling stake in Southeast Asian retailer Lazada: URL: https://www.cnbc. com/2016/04/12/alibaba-groupinvests-1-billion-dollars-in-lazadagroup-and-eyes-southeast-asia.html.

10. Crunchbase. Lazada Group. URL: https://www.crunchbase.com/ organization/lazada-group.

11. E-Commerce Law of the People’s Republic of China // Order of the President of the People's Republic of China, August 31, 2018. — No. 7.

12. ESCAP. Embracing E-commerce in Asia and the Pacifi c // United Nations ESCAP, Asian Development Bank. — 2018. — P. 72.

13. ITC. SME Competitiveness Outlook 2018: Business Ecosystems for the Digital Age. — Geneva: International Trade Centre, 2018. — P. 136–169.

14. Lee C., Basu Das S. E-Commerce & ASEAN Economic Integration // Yosuf Ishak Institute. — 2017. — P. 21.

15. SimilarWeb. Top sites ranking for E-commerce And Shopping in the world. URL: https://www.similarweb.com/topwebsites/category/e-commerce-andshopping.

16. UNCTAD. Summary of Adoption of E-Commerce Legislation in Asia-Pacifi c. URL: https://unctad.org/en/Pages/DTL/ STI_and_ICTs/ICT4D-Legislation/eComGlobal-Legislation.aspx.

17. UNCTAD. E-trade for All. URL: https://etradeforall.org/aseane-commerce-set-to-dominate-theregion-in-2019/.

18. World Bank Group. E-trade for development. Opportunities, Challenges, and Policy Considerations for Developing Countries. — Washington D.C.: World Bank Group, 2019. — P. 2.

В последние годы на международной арене идут активные дискуссии не только о понятиях, связанных с электронной торговлей, но и о необходимости введения мер ее регулирования. Отдельные развитые экономики уже обладают таким опытом, и правительства многих развивающихся стран выступают за введение регулирования размещения товаров и услуг в Интернете, обеспечение безопасности совершаемых электронных трансакций, гарантирование доставки товаров и правил их обмена и возврата. При этом как представители электронного бизнеса, так и покупатели выступают против введения жестких регуляторных мер в отношении электронной коммерции, ссылаясь на то, что такие меры оказывают ограничительное воздействие на торговлю, снижая ее объемы.

Одним из ключевых мировых рынков электронной коммерции становится регион АСЕАН, где данное направление торговли растет быстрее, чем в других странах или регионах. Такие крупные местные электронные магазины, как сингапурские Lazada, Shopee или индонезийская Tokopedia, за три года к 2018 г. нарастили суммарный объем продаж в семь раз, вытеснив многих местных игроков с рынков отдельных стран региона. Менее крупными, но вносящими весомый вклад в развитие электронного коммерческого бизнеса региона стали такие электронные торговые площадки, как 11 Street, Lenong, Zalora, Qoo10, Goshop, Hermo, EZbuy. При этом развитие предприятий микро-, малого и среднего бизнеса, хотя и является существенным в АСЕАН, составляя 95–99 % всего бизнеса и привнося 23–58 % в его ВВП и 10–30 % в его экспорт, остается крайне низким и статистически незначимым в секторе электронной коммерции2 .

Местные компании, вовлеченные в электронную коммерцию, пытаются навязать конкуренцию иностранным электронным магазинам из Китая, лидера по объемам электронных сделок, а также крупным американским электронным торговым платформам и другим иностранным компаниям. При этом в мировом рейтинге пятидесяти крупнейших интернет-компаний по выручке и рыночной капитализации нет ни одного электронного магазина из АСЕАН, а лидирующие положения занимают преимущественно представители китайского и американского электронного коммерческого бизнеса3 .

Для Цитирования:
Полянская Анна, Экономический эффект регулирования электронной коммерции в странах АСЕАН. Международная экономика. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: