Экспорт образования — относительно развитая область международной торговли. Экспорт высшего образования является важным воплощением конкурентоспособности страны. Вступление России в ВТО вводит ее в сферу экспорта образовательного бизнеса. Хотя экспорт образовательных услуг, который обеспечивает Россия, имеет особые преимущества в некоторых аспектах, наша страна значительно отстает от развитых стран в этой области. Экспорт высшего образования России включает набор иностранных студентов для обучения в вузах, управление и администрирование школ за рубежом и предоставление онлайн-образования. Экспорт высшего образования является одним из важных направлений, которому правительство придает большое значение для ее будущего и непрерывного развития. Таким образом, исследование как применения образовательных ресурсов, так и существующих проблем и контр мер, применяемых при экспорте высшего образования, могло бы послужить руководством и ориентиром для России при определении стратегии образовательной отрасли и выделении ресурсов на соответствующие реформы.
С теоретической точки зрения формально в рамках ГАТС [1] можно определить несколько основных ключевых способов поставки (продажи, реализации) услуг: трансграничная поставка образовательной услуги (способ 1), в рамках которой предусмотрено пребывание всех участников образовательной деятельности в исходном местонахождении, без непосредственного физического пересечения границ. Граница в данном случае непосредственно услуга сама по себе.
Второй способ, в рамках которого услуга потребляется за границей (способ 2), означает, что поставщик образовательной услуги, равно как и сама услуга, своего местоположения не меняет в отличие от потребителяобучающегося, который и пересекает границу для потребления образовательной услуги.
Коммерческое присутствие (способ 3) предусматривает создание компанией — поставщиком образовательных услуг обособленного подразделения за рубежом. Таким подразделением может быть дочернее предприятие, филиал, а также представительство. Соответственно, в данном случае местоположение не меняет потребитель услуги.