По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014.54 DOI:10.33920/vne-04-2201-04

Экономический анализ мирового экспорта образовательных услуг

Наталья Юрьевна Родыгина доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ, ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации» (ВАВТ). 119285, Россия, г. Москва, Воробьевское шоссе, д. 6а, E-mail: rodygina.natalia@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-9239-7871
Владислав Игоревич Мусихин аспирант кафедры мировой и национальной экономики ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации» (ВАВТ). Специалист 1-й категории службы ценообразования, ООО «ТранснефтьЭлектросетьСервис». 117513, Россия, г. Москва, Ленинский проспект, д. 135, к. 3, E-mail: musikhinvladislav@gmail.com, ORCID: 0000-00032959-1804
Офелия Андраниковна Азарова кандидат филологических наук, доцент департамента английского языка и профессиональной коммуникации ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». 125993, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 51/1, E-mail: ophelia.wps@rambler.ru, ORCID: 0000-0002-09107117
Мария Владимировна Логина преподаватель департамента английского языка и профессиональной коммуникации ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». 125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 51/1, E-mail: logina_maria@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8722-0078

Статья рассматривает экспорт образовательных услуг как одно из перспективных направлений развития международных экономических отношений. Исследование фокусируется на опыте развитых стран-поставщиков и реципиентов. Теоретическую базу исследования формирует типология способов экспорта услуг, предлагаемая в Генеральном соглашении по тарифам и торговле. Важность рассматриваемой проблематике обусловлена также и тем, что, согласно прогнозам, число людей, желающих получить высшее образование за пределами страны проживания, увеличится до 150 млн в 2025 г., а объем экспорта высшего образования достигнет 30 млрд долл. США, что составляет 3 % от общего объема торговли услугами ОЭСР. Большинство предыдущих исследований концентрирует внимание на методологических аспектах образования, однако опыт зарубежных стран представлен в ограниченном объеме. На примере США в контексте программы «Обучение управленческому делу» показано, что за рубежом применяется достаточно широкая методологическая система, позволяющая специалистам со всего мира получать необходимые навыки и развивать компетенции. Очевидным является утверждение, что пандемия привела к резкому сокращению числа иностранных студентов в Германии, как и в других странах — экспортерах образовательных услуг. Особый интерес вызывает рынок EdTech, который является привлекательным с точки зрения его размера и темпов роста. Ключевыми барьерами мирового рынка образовательных услуг являются, помимо прочего, возросшая конкуренция, наличие большего количество экспортеров — поставщиков образовательных услуг, более активное проведение занятий на массовых открытых онлайн-курсах, активное применение мобильных устройств; использование моделей обучения, включающих персонализированные и смешанные методы обучения; повышение степени конфиденциальности данных; активное развитие института непрерывного образования в совокупности с активным использованием курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки. Ожидается, что настоящее исследование предоставит ценную информацию касательно распределения сил на мировом рынке образовательных услуг и послужит информационной базой для дальнейших научных изысканий в рассматриваемой сфере.

Литература:

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле, п. 2, ст. 1. // WTO [Электронный ресурс]. — URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/26-gats_01_e.htm#ArticleI (дата обращения: 21.11.2021).

2. Bennel, P. & Pearce, T. The internationalization of higher education: exporting education to developing and transitional economies // International Journal of Educational Development. — March 2003. — Vol. 23. — Pp. 215–232.

3. Are Australia’s universities over-reliant on China? // Innovative Research Universities. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.iru.edu.au/executive_director/are-australiasuniversities-over-reliant-on-china/ (дата обращения: 17.11.2021).

4. Growth and opportunity in Australian international education // Australian Government [Электронный ресурс]. — URL: https://www.austrade.gov.au/australian/education/services/ australian-international-education-2025/growth-and-opportunity (дата обращения: 17.11.2021).

5. U.S. Education Service Exports. // Offi cial Website of the International Trade Administration [Электронный ресурс]. — URL: https://www.trade.gov/education-serviceexports (дата обращения: 15.11.2021).

6. Официальный сайт Коммерческой службы Министерства торговли США [Электронный ресурс]. — URL: https://www.buyusa.gov/russia/ (дата обращения: 15.11.2021).

7. Professional management development training // International Trade Administration. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.trade.gov/professional-and-managementdevelopment-training (дата обращения: 15.11.2021).

8. The Ultimate List of eLearning Statistics for 2021 // Findstack [Электронный ресурс]. — URL: https://techjury.net/blog/elearning-statistics/ (дата обращения: 15.11.2021).

9. E-Learning Market size surpassed USD 250 billion in 2020 and is anticipated to grow at an exponential CAGR of over 21 % between 2021 and 2027 // Global Market Insights [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gminsights.com/industry-analysis/elearning-marketsize (дата обращения: 15.11.2021).

10. U.S. Education Technology Companies Raised $1.6 Billion in VC Funding in 2019 // IBL News [Электронный ресурс]. — URL: https://iblnews.org/u-s-education-technologycompanies-raised-1-6-billion-in-funding-in-2019/ (дата обращения: 11.11.2021).

11. Wissenschaft weltoff en [Электронный ресурс]. — URL: https://www.wissenschaftweltoff en.de/de/daten/ (дата обращения: 15.11.2021).

12. Wissenschaft weltoff en 2020 // German Academic Exchange Service [Электронный ресурс]. — URL: https://www.wissenschaft-weltoff en.de/content/uploads/2021/09/ wiwe_2020_verlinkt.pdf (дата обращения: 15.11.2021).

13. Number of International Students in the United States Hits All-Time High. // Institute of International Education [Электронный ресурс]. — URL: https://www.iie.org/Why-IIE/ Announcements/2019/11/Number-of-International-Students-in-the-United-States-Hits-AllTime-High (дата обращения: 10.11.2021).

14. Education in Germany // International student mobility [Электронный ресурс]. — URL: https://wenr.wes.org/2021/01/education-in-germany-2 (дата обращения: 15.11.2021).

15. International applications down by 20 % on last year // University World News [Электронный ресурс]. — URL: https://www.universityworldnews.com/post. php?story=20200926040212787 (дата обращения: 15.11.2021).

16. Germany tech worker shortage gets worse. // Handelsblatt Today [Электронный ресурс]. — URL: https://www.handelsblatt.com/english/companies/stem-skillsgermany-tech-worker-shortage-gets-worse/23695034.html?ticket=ST-7564730n7emyxEWh2oxVbgDdHad-cas01.example.org (дата обращения: 15.11.2021).

17. Родыгина, Н. Ю., Азарова, О. А., Логина, М. В., Мусихин, В. И. COVID-19 и цифровизация: достижение целей ЮНИДО (ООН) и трансформация рынка труда // Международная экономика. — 2021. — Т. 18. — № 2. — С. 124–138. DOI: 10.33920/vne-04-2102-04.

18. Strategie der Wissenschaftsminister/innen von Bund und Ländern für die Internationalisierung der Hochschulen in Deutschland // Kultusminister Konferenz [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kmk.org/fi leadmin/Dateien/veroeff entlichungen_ beschluesse/2013/2013_Strategiepapier_Internationalisierung_Hochschulen.pdf (дата обращения: 15.11.2021).

19. Родыгина, Н. Ю., Молева, С. В., Мусихин, В. И., Логина, М. В. Брексит: ход переговоров, перспективы, экономическая оценка // Российский внешнеэкономический вестник. — 2020. — № 2. — С. 72–86.

20. France — Educational Services (EDU) // Export.Gov [Электронный ресурс]. — URL: https://www.export.gov/apex/article2?id=France-Educational-Services (дата обращения: 15.11.2021).

21. Labor market insights. // Columbia University [Электронный ресурс]. — URL: https:// careerdesignlab.sps.columbia.edu/channels/education/ (дата обращения: 18.11.2021).

22. Родыгина, Н. Ю., Молева, С. В., Логина, М. В., Мусихин, В. И. Ключевые технологии современной цифровой экономики // Международная экономика. — 2020. — № 3. — С. 25–36. DOI: 10.33920/vne-04-2003-03.

23. ФСБ впервые раскрыла данные о приезжающих на учебу в Россию // РБК [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/society/19/08/2019/5d5694d89a79471a151e 5e5f (дата обращения: 15.11.2021).

24. Послание Президента Российской Федерации от 01.03.2018 // Президент России [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42902 (дата обращения: 18.11.2021).

25. 12 решений для нового образования // НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. — URL: https://www.hse.ru/twelve/part10 (дата обращения: 10.11.2021).

26. Кузьменков, М. Ю., Левашенко, А. Д. Экспорт образовательных услуг Российской Федерации // Российский внешнеэкономический вестник. — 2018. — № 4. — C. 39–50.

1. General Agreement on Tariff s and Trade p. 2, art. 1. WTO. Available at: https://www.wto. org/english/docs_e/legal_e/26-gats_01_e.htm#ArticleI (accessed: 21.11.2021).

2. Bennel, P., Pearce, T. The internationalization of higher education: exporting education to developing and transitional economies. International Journal of Educational Development. March. 2003, vol. 23, pp. 215–232.

3. Are Australia’s universities over-reliant on China? Innovative Research Universities. Available at: https://www.iru.edu.au/executive_director/are-australias-universities-overreliant-on-china/ (accessed: 17.11.2021).

4. Growth and opportunity in Australian international education. Australian Government. Available at: https://www.austrade.gov.au/australian/education/services/australianinternational-education-2025/growth-and-opportunity (accessed: 17.11.2021).

5. U.S. Education Service Exports. Offi cial Website of the International Trade Administration. Available at: https://www.trade.gov/education-service-exports (accessed: 15.11.2021).

6. Offi cial website of the Commercial Service of the US Department of Commerce. Available at: https://www.buyusa.gov/russia/ (accessed: 15.11.2021) (in Russian).

7. Professional management development training. International Trade Administration. Available at: https://www.trade.gov/professional-and-management-development-training (accessed: 15.11.2021).

8. The Ultimate List of eLearning Statistics for 2021. Findstack. Available at: https://techjury. net/blog/elearning-statistics/ (accessed: 15.11.2021).

9. E-Learning Market size surpassed USD 250 billion in 2020 and is anticipated to grow at an exponential CAGR of over 21% between 2021 and 2027. Global Market Insights. Available at: https://www.gminsights.com/industry-analysis/elearning-market-size (accessed: 15.11.2021).

10. U.S. Education Technology Companies Raised $1.6 Billion in VC Funding in 2019. IBL News. Available at: https://iblnews.org/u-s-education-technology-companies-raised-1-6billion-in-funding-in-2019/ (accessed: 11.11.2021).

11. Wissenschaft weltoff en. Available at: https://www.wissenschaft-weltoff en.de/de/ daten/ (accessed: 15.11.2021).

12. Wissenschaft weltoff en 2020. German Academic Exchange Service. Available at: https://www.wissenschaft-weltoff en.de/content/uploads/2021/09/wiwe_2020_verlinkt.pdf (accessed: 15.11.2021).

13. Number of International Students in the United States Hits All-Time High. Institute of International Education. — Available at: https://www.iie.org/Why-IIE/ Announcements/2019/11/Number-of-International-Students-in-the-United-States-Hits-AllTime-High (accessed: 10.11.2021).

14. Education in Germany. International student mobility. Available at: https://wenr.wes. org/2021/01/education-in-germany-2 (accessed: 15.11.2021).

15. International applications down by 20 % on last year. University World News. [Электронный ресурс]. Available at: https://www.universityworldnews.com/post. php?story=20200926040212787 (accessed: 15.11.2021).

16. Germany tech worker shortage gets worse. Handelsblatt Today. Available at: https:// www.handelsblatt.com/english/companies/stem-skills-germany-tech-worker-shortagegets-worse/23695034.html?ticket=ST-7564730-n7emyxEWh2oxVbgDdHad-cas01.example. org (accessed: 15.11.2021).

17. Rodygina, N. J., Azarova, O. A., Logina, M. V., Musikhin, V. I. COVID-19 i tsifrovizatsiia: dostizhenie tselei IuNIDO (OON) i transformatsiia rynka truda [Covid-19 and Digitalization: achieving the goals of UNIDO (UN) and the transformation of the Labor Market]. Mezhdunarodnaia ekonomika [The World Economics]. 2021, vol. 18, No. 2, pp. 124–138 (in Russian).

18. Strategie der Wissenschaftsminister/innen von Bund und Ländern für die Internationalisierung der Hochschulen in Deutschland. Kultusminister Konferenz. Available at: https://www.kmk.org/fileadmin/Dateien/veroeffentlichungen_ beschluesse/2013/2013_Strategiepapier_Internationalisierung_Hochschulen.pdf (accessed:15.11.2021).

19. Rodygina, N. J., Moleva, S.V., Musikhin, V. I., Logina, M. V. Breksit: khod peregovorov, perspektivy, ekonomicheskaia otsenka [Brexit: the course of negotiations, prospects, economic assessment]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik [Russian Foreign Economic Bulletin]. 2020, No. 2, pp. 72–86 (in Russian).

20. France — Educational Services (EDU). Export. Gov. Available at: https://www.export. gov/apex/article2?id=France-Educational-Services (accessed: 15.11.2021).

21. Labor market insights. Columbia University. Available at: https://careerdesignlab.sps. columbia.edu/channels/education/ (accessed: 18.11.2021).

22. Rodygina, N. J., Moleva, S. V., Logina, M. V., Musikhin, V. I. Kliuchevye tekhnologii sovremennoi tsifrovoi ekonomiki [Key technologies of Modern Digital Economy]. Mezhdunarodnaia ekonomika [The World Economics]. 2020, No. 3, pp. 25–36. DOI: 10.33920/ vne-04-2003-03.

23. For the fi rst time, the FSB disclosed data on those coming to study in Russia. RBC. Available at: https://www.rbc.ru/society/19/08/2019/5d5694d89a79471a151e5e5f (accessed 15.11.2021) (in Russian).

24. Message from the President of the Russian Federation. President of the Russia. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42902 (accessed: 15.11.2021) (in Russian).

25. 12 solutions for new education. Higher School of Economics. Available at: https://www. hse.ru/twelve/part10 (accessed: 10.11.2021) (in Russian).

26. Kuzmenkov, M. Yu., Levashenko, A. D. Eksport obrazovatel’nykh uslug rossiiskoi Federatsii [Export of educational services of the Russian Federation]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik [Russian Foreign Economic Bulletin]. 2018, no. 4, pp. 39–50 (in Russian).

Экспорт образования — относительно развитая область международной торговли. Экспорт высшего образования является важным воплощением конкурентоспособности страны. Вступление России в ВТО вводит ее в сферу экспорта образовательного бизнеса. Хотя экспорт образовательных услуг, который обеспечивает Россия, имеет особые преимущества в некоторых аспектах, наша страна значительно отстает от развитых стран в этой области. Экспорт высшего образования России включает набор иностранных студентов для обучения в вузах, управление и администрирование школ за рубежом и предоставление онлайн-образования. Экспорт высшего образования является одним из важных направлений, которому правительство придает большое значение для ее будущего и непрерывного развития. Таким образом, исследование как применения образовательных ресурсов, так и существующих проблем и контр мер, применяемых при экспорте высшего образования, могло бы послужить руководством и ориентиром для России при определении стратегии образовательной отрасли и выделении ресурсов на соответствующие реформы.

С теоретической точки зрения формально в рамках ГАТС [1] можно определить несколько основных ключевых способов поставки (продажи, реализации) услуг: трансграничная поставка образовательной услуги (способ 1), в рамках которой предусмотрено пребывание всех участников образовательной деятельности в исходном местонахождении, без непосредственного физического пересечения границ. Граница в данном случае непосредственно услуга сама по себе.

Второй способ, в рамках которого услуга потребляется за границей (способ 2), означает, что поставщик образовательной услуги, равно как и сама услуга, своего местоположения не меняет в отличие от потребителяобучающегося, который и пересекает границу для потребления образовательной услуги.

Коммерческое присутствие (способ 3) предусматривает создание компанией — поставщиком образовательных услуг обособленного подразделения за рубежом. Таким подразделением может быть дочернее предприятие, филиал, а также представительство. Соответственно, в данном случае местоположение не меняет потребитель услуги.

Для Цитирования:
Наталья Юрьевна Родыгина, Владислав Игоревич Мусихин, Офелия Андраниковна Азарова, Мария Владимировна Логина, Экономический анализ мирового экспорта образовательных услуг. Международная экономика. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: