В любой отрасли мировой торговли выделяются лидеры, достигшие самых высоких результатов экспортных продаж. Но позиция лидера легко может оказаться под угрозой. Новые и существующие игроки бросают вызов лидерам, предлагая альтернативу в виде лучшего качества, более низкой цены, агрессивной маркетинговой стратегии или уникального и инновационного продукта или услуги1.
Для ведущих компаний жесткое противостояние на мировом рынке — это не новость, и варианты защитных стратегий2, как набор тактик и действий по сохранению доли рынка и прибыльности, как правило, учитываются в долгосрочных планах развития экспорта.
Дополнительно страны, ориентированные на экспорт, используют различные варианты поддержки отечественного экспорта, в том числе субсидирование правительством определенных отраслей. Субсидии обычно предоставляются в форме налоговых льгот. Это позволяет местным производителям снижать цены на товары даже с учетом транспортировки за рубеж. Известны и другие варианты увеличения экспорта, например преднамеренное снижение стоимости местной валюты через фиксированный обменный курс3 или даже через создание большого государственного долга, что имеет тот же эффект снижения стоимости валюты. Все это позволяет сделать экспорт очень дешевым4 . Такие методы способны привести к серьезному противостоянию и введению защитных мер со стороны других стран и даже к так называемым торговым войнам.
Так, один из основных инструментов воздействия в торговой войне — это экономические санкции, которые могут выражаться в различных формах барьеров, ограничений и запретов на импорт или экспорт конкретных товаров или услуг. Как правило, санкции направлены на изменение поведения деятельности конкретных лиц, компаний или целых стран.
Санкции могут быть введены Советом безопасности ООН, Европейским союзом (ЕС), а также отдельными государствами5.