ГМО – генетически модифицированный организм. В настоящие время самые распространенные ГМ-культуры – соя, кукуруза, пшеница, свекла, табак, хлопок, рапс, картофель, клубника и овощи [1, 2].
Первые трансгенные растения были разработаны в США фирмой «Монсанто» в 1983 г., первые посадки трансгенных растений были сделаны спустя пять лет, а в 1993 г. в продаже появились первые продукты с генномодифицированными компонентами. С тех пор трансгенная продукция завоевывает продовольственные, сельскохозяйственные и фармацевтические мировые рынки, что вызывает немалое возмущение в научных кругах по всему миру, позицию которых разделяет и «Гринпис» [7, 8].
Основной и наиболее весомый аргумент производителей ГМО и их сторонников – это экономическая выгода. ГМО дает производителям серьезную экономическую преференцию. Посевы ГМО не страдают от вредителей. Например, ГМ-картофель устойчив к колорадскому жуку.
Трансгетики легко переносят обработку полей гербицидами, уничтожающими сорняки, что существенно экономит время и средства. Кроме того, дают повышенный, в два-три раза, урожай [1, 2].
Однако только благодаря трансгенной вставке ГМ-культура получает устойчивость к существующим вредителям для данной культуры, которая начинает выделять токсин, приводящий этих вредителей к гибели. По данным американских и российских ученых, уже через несколько поколений среди насекомых появляются устойчивые формы к используемым трансгенным токсинам, которые начинают пожирать растения в еще больших количествах. В результате неконтролируемого переноса трансгенных конструкций из ГМ-растений в обычные бактерии появляются новые патогенные штампы фитовирусов, намного более опасных, чем их природные предшественники.
Сверхприбыли получают лишь те, кто стоит за созданием ГМО. Создание каждого нового вида ГМ-организма, по экспертным оценкам, стоит порядка трех миллиардов долларов, а ведь общее количество генно-модифицированных сортов перевалило уже за тысячу. Подобное могут сделать с природой только крупные транснациональные корпорации. Около 80% всех зарегистрированных ГМО принадлежат родоначальнице индустрии – компании «Монсанто», а также швейцарской фирме «Синтента» и немецкой – «Байер». Эти фирмы зарабатывают продажей патентных прав на выращивание ГМ-семян, ГМкультур, соответствующих пестицидов и сельскохозяйственной техники.