По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.12; 338.5; 658.6; 657.422.7

Экономическая сущность товара: противоречия трактовок и их разрешение в бухгалтерском учете, производственной и строительной практике

Чернов Владимир Анатольевич д-р экон. наук, профессор кафедры финансов и кредита Института экономики и предпринимательства ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ)

Экономическая сущность товара как в строительстве, так и в других отраслях основывается на фундаментальных законах рынка и остается неизменной на протяжении всей истории экономики, однако разногласия и противоречия в ее трактовках все же сохраняются в различных источниках. Цель статьи — рассматривая существующие разногласия в современных трактовках товара, выделить и обосновать более четкие границы этого понятия. В статье рассмотрены два основных противоположных направления в трактовке экономической сущности товара, а также понятия товаров, представленные в различных законодательных актах РФ. Автор уточняет понимание товара применительно к производственной экономике на основе обоснований, аргументированных с учетом исторической преемственности, современных трактовок, бухгалтерского законодательства и практики учета и управления экономикой предприятия. Статья поступила 15 января 2018 года

Литература:

1. Баканов М.И., Чернов В.А. Управленческий учет: торговая калькуляция: Учеб. пособие для вузов, обучающих по экономическим специальностям. — М.: ЮНИТИДАНА, 2008. — 255 с.

2. Герасименко В.В. Ценообразование: Учеб. пособие. — 2-e изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 224 с. + доп. материалы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.znanium.com. — (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова). — ISBN 978-5-16-101232-1 (online). — Режим доступа: URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=407056.

3. Гладких И.В. Ценовая стратегия компании: ориентация на потребителя [Электронный ресурс]: монография / И.В. Гладких; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб.: Издво «Высшая школа менеджмента», 2013. — 472 с. — ISBN 978-5-9924-0076-2. — Режим доступа: URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=492847.

4. Деева А.И. Ценообразование: Учеб. пособие / А.И. Деева.— М.: Кнорус, 2011. — 360 с.

5. Ермаков А.Р. Экономические функции денег // Финансы и кредит. — 2014. — № 35 (611). — С. 12–20.

6. Касьяненко Т.Г. Ценообразование: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 437 с.

7. Липсиц И.В. Ценообразование: Учебник и практикум для академического бакалавриата. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 368 с.

8. Ценообразование: Курс лекций / Под ред. проф. В.И. Татаренко. — Новосибирск: СГГА, 2006. — 157 с.

9. Ценообразование: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.А. Слепова. — М.: Магистр; ИНФРА-М, 2013. — 144 с. — ISBN 978-5-9776-0165-8. — Режим доступа: URL: http:// znanium.com/bookread2.php?book=404389.

10. Чернов В.А. Анализ издержек обращения // Аудит и финансовый анализ. — 2000. — № 3. — С. 187–196.

11. Чернов В.А. Анализ сезонности спроса (с использованием электронных таблиц Microsoft excel). Лекция по курсу «Экономический анализ деятельности предприятий». — 4-е изд., перераб. и доп. — Нижний Новгород, 1998.

12. Чернов В.А. Анализ ценовой динамики в оценке инвестиционного проекта. Развитие инвестиционного потенциала отечественных предприятий: Сборник трудов. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. — Нижний Новгород: ННГАСУ, 2005. — С. 142–149.

13. Чернов В.А. О калькулировании затрат в сфере обращения // Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — № 1. — С. 43–45.

14. Чернов В.А. Сборник методик решений задач по анализу коммерческой деятельности с использованием ПЭВМ в системе электронных таблиц приложения Microsoft excel // Аудит и финансовый анализ. — 1998. — № 1. — С. 253–258.

15. Чернов В.А., Морозова Н.А. Управление затратами: Учебник для вузов / В.А. Чернов, Н.А. Морозова; под ред. В.А. Чернова. — М.: Кнорус, 2017. — 178 с.

16. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД «Дашков и К», 2001. — 216 с.

17. Яшина Н.И. и др. Методические аспекты управления оборотным капиталом на предприятии / Н.И. Яшина, М.В. Рогозин, Е.В. Безрукова, О.В. Петрова, Ю.С. Каленова // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 11–2 (52–2). — С. 396–400.

Сторонники различных экономических теорий, учений и школ, политических убеждений с давних времен выражают противоположные взгляды в  трактовке экономической сущности товара. Дискуссии по  данным вопросам не  прекращаются и  в  настоящее время. Различия в  дефинициях товара обнаруживаются при сопоставлении Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О защите конкуренции», положений по бухгалтерскому учету и правил ведения бухгалтерских операций в соответствии с отечественными стандартами бухгалтерского учета.

В экономической теории товаром обозначают предмет, вещь, услугу, продаваемые (обмениваемые) на рынке, которые благодаря их свойствам удовлетворяют какие-либо потребности человека: жизненные или производственные. Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью, которая проявляется лишь в пользовании или потреблении.

Потребительные стоимости (свойства) образуют вещественное содержание богатства, какова бы ни была его общественная форма. Однако товар имеет и другой признак — экономический.

Существуют два основных противоположных направления в трактовке экономической сущности товара. В последние десятилетия распространена точка зрения о том, что в рыночной экономике товаром считается любое материальное или духовное благо, которое можно продать или купить на  рынке. Марксистская теория утверждает, что товаром можно считать только произведенное благо, то есть товар является только результатом труда. В  создание товара должен быть вложен труд, по  Марксу  — стоимость.

Следует полагать, К. Маркса интересовал товар как предмет производственной деятельности, а не как предмет купли-продажи любого вида.

С точки зрения регулирования экономики и управления ею интерес представляет именно процесс производства потребляемых благ. Блага, созданные природой, не являются предметом производственной деятельности и именно поэтому не представляют интереса с точки зрения управления производством.

Для Цитирования:
Чернов Владимир Анатольевич, Экономическая сущность товара: противоречия трактовок и их разрешение в бухгалтерском учете, производственной и строительной практике. Бухучет в строительных организациях. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: