Продолжение. Начало в №3/2014.
3. По способу общения работников в процессе труда выделяют такие СТО: а) безличностные (СТО, которые проявляются в общении людей не как личностей, а как представителей социальных классов (например, отношения работодателя и работника); б) межличностные (СТО, которые возникают между конкретными работниками или между руководителем и подчиненным).
4. В зависимости от формы проведения СТО делятся на: а) институционализированные отношения, при которых четко оговорены нормы и правила ведения, осуществляемые в рамках законодательства и морально-этических норм; б) стихийные отношения – отношения, приводящие к росту социальной напряженности и конфликтам, развивающиеся без учета существующих нормативно-правовых норм и правил.
5. По способу разрешения возникших в ходе социально-трудовых отношений трудовых конфликтов: а) антагонистические – каждый из
субъектов конфликта не склонен уступать другому субъекту, конфликт представляет собой войну до полного поражения противника; б) компромиссные – допускают несколько вариантов разрешения трудового конфликта за счет взаимных уступок сторон социально-трудовых отношений, снижения своих первоначальных требований и т.д.
6. В зависимости от времени протекания социально-трудовых отношений бывают срочные, бессрочные, краткосрочные, длительные.
7. В зависимости от уровня развития социально-трудовых отношений выделяют: слаборазвитые отношения; отношения переходного периода; развитые отношения.
Основными составляющими предметно-субъектной классификации выделяют [6]:
1) экономико-трудовые – отношения между субъектами, присвоения рабочей силы (собственниками средств производства) и ее носителями (наемными работниками);
2) производственно-технологические – отношения между работниками в процессе труда;
3) производственно-организационные – отношения между организаторами труда и исполнителями;