Социально-трудовые отношения (далее – СТО) – сравнительно новое понятие для России. Этот термин вошел в научный оборот и стал широко использоваться относительно недавно.
Социально-трудовые отношения весьма многоплановы по содержанию, включают много составляющих, что и предопределяет множество толкований их понятия – от таких как общественные отношения, включающие материально-производственные и социальные аспекты трудовой сферы [1], до акцентирования внимания на какой-либо стороне СТО или попыток более детального отображения содержания их предмета. Например, направленность СТО на повышение качества трудовой жизни является доминирующей характеристикой в определении СТО Одегова Ю.Г. и Сидорова В.Н. [2].
Характеру нашего исследования своей направленностью на предмет управленческого воздействия во многом соответствует определение СТО, даваемое Салахутдиновой Р.Р., которая понимает под ними совокупность объективных отношений, регулирующих интересы и обеспечивающих реализацию прав работников и работодателей [3].
Стремлением детальнее отразить предметную сторону СТО отмечается их понятие, даваемое Генкиным В.М., – «социально-трудовые отношения характеризуют экономические, социальные, психологические, правовые аспекты взаимосвязи отдельных людей и социальных групп в процессе трудовой деятельности».
Несмотря на существующие различия в подходах (табл. 1), выделяют, как правило, следующие основные атрибуты категории «социальнотрудовые отношения»:
1) область проявления данного вида отношений – трудовая деятельность;
2) интегративность (системность) данных отношений: анализ социально-трудовых отношений как системных строится на выделении их субъектов, объектов/целей, системных признаков, типов, элементов, уровней и т.д. [1].
Вместе с тем определения СТО, более детально характеризующие их объектно-предметную сторону, цель функционирования и развития, обладая бóльшим операционалистским потенциалом, являются наиболее продуктивными как при осуществлении научных исследований, так и в практике управления.