Экономическая безопасность любого субъекта экономических отношений означает наличие определенной доли независимости в принятии решений по поводу распределения капитала. Условием, регулирующим способы распределения капитала, является существующая экономическая система.
В рамках национальной безопасности вопрос распределения ресурсов является краеугольным и определяющим. Современные тенденции развития геополитических отношений показывают слабость и чувствительность системы экономической безопасности нашей страны. Поиск эффективных решений обеспечения устойчивости экономики, снижения долларовой зависимости необходим и актуален.
В процессе рассуждений об оптимальном распределении ресурсов возникает вопрос, а какой тип экономический системы характерен для современного общества?
По существующим мнениям это капитализм или свободная конкуренция или рыночная экономика. Давайте разберемся – какие признаки характерны для капитализма? насколько объективно описывает определение капитализма современные экономические отношения? Имеются ли признаки формирования экономической системы нового века?
Основной признак капитализма (рыночной экономики) заключается в отношениях собственности, которая является преимущественно частной. Посредством частной собственности производится товар. Теоретически предполагается, что рынок определит - сколько и по какой цене покупатель купит, а продавец продаст товара. К. Маркс не оценивал в своих трудах влияние человеческого фактора на получение прибыли собственниками.
Кравченко А.И. — доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии РАН в 1997 году подробно проанализировал подход К. Маркса и его сторонников с теорией капитализма М. Вебера. Две теории несхожи во мнениях по поводу трудовой мотивации работника. В отличие от К. Маркса, М. Вебер рассматривал процесс развития капитализма как трансисторический, меняющий формы, но не суть.
Кроме этого, М. Вебер в своих исследованиях обосновал концепцию мотивации трудовой деятельности и ввел понятие некоей надстройки — «духа капитализма». Именно это и породило экономику потребления. Появился маркетинг, его принципы «впаривания» товаров и рождение несуществующих потребностей. Социальные, психологические потребности потребителя оцениваются лишь с точки зрения возможности навязать товар и максимизировать прибыль.