Процесс коммерциализации сферы физкультуры и спорта не является простым, что актуализирует вопрос развития ее экономической модели и расширения источников финансирования.
Обобщение мировой практики позволяет выделить три основные модели финансирования спорта:
1) американская, когда при отсутствии прямой господдержки спортиндустрия получает массу фискальных и иных преференций для частного сектора;
2) европейская, которая опирается на смешанное финансирование с преобладанием бюджетного фондирования;
3) азиатская, где преобладает госфинансирование как в массовом, так и в профессиональном спорте (Россия и др.).
Россия придерживается своей модели финансирования спорта, плановые показатели которой приведены в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года.
Цель исследования: сформулировать проблемные аспекты развития спортивной отрасли с позиции дальнейшей аналитической проработки стратегии ее развития в контексте накопленного российского и зарубежного опыта финансирования и коммерциализации объектов спортивной инфраструктуры.
Задачи исследования: проведение анализа динамики численности населения, регулярно занимающегося спортом, и уровня обеспеченности объектами спортивной инфраструктуры в 2018–2022 годах; рассмотрение экономической модели спортиндустрии в России с акцентом на маркетинговый аспект рыночно ориентированной модели развития спорта, а также пространственного расширения спортивно-оздоровительной инфраструктуры, механизма эффективного развития спортивной индустрии в России; проведение анализа динамики количества спортивных сооружений в 2005–2021 годах, Стратегии развития физкультуры и спорта до 2030 года и зарубежного опыта коммерциализации спорта.
Материалы и методы исследования: для исследования использовались методы сравнения, анализа, синтеза, метод группировки, системный и логический подходы; было осуществлено исследование научной литературы и нормативных документов в области вопросов маркетинговых исследований коммерциализации российского спорта.