Дальнейшее развитие АПК Республики Беларусь на ближайшие годы определено Государственной программой развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2016 г. № 196, которая требует выполнения мер по обеспечению продовольственной безопасности и импортозамещению на рынке сельскохозяйственной продукции и средств ее производства. Решение данной проблемы возможно лишь через модернизацию технической базы сельскохозяйственных организаций, которая прежде всего направлена на обновление и переоснащение материально-технической базы сельхозпроизводства. В то же время техническая модернизация сельского хозяйства республики должна включать в себя не только простую замену старых машин и оборудования на новые, но и приоритетным направлением развития должна стать разработка и выпуск новых современных машин и оборудования машиностроительным комплексом страны, которые обязаны существенно сократить необоснованные закупки зарубежных аналогов и комплектующих к ним, что существенно сократит ввоз зарубежных агрегатов и других узлов и комплектующих. В настоящее время актуальна задача по широкому внедрению прогрессивных технологий и освоению широкой гаммы импортозамещающих запасных частей для сельскохозяйственной техники и оборудования, которые по всем техническим параметрам не должны уступать лучшим зарубежным аналогам.
Проведем анализ технической оснащенности агрегатами по обработке почвы, в частности плугами тракторными отечественного и импортного производства, за последние 12 лет (табл. 1).
Из анализа данных таблицы 1 видно, что сокращение общего количества отвальных тракторных плугов в сельхозорганизациях Республики Беларусь за 2006–2017 гг. уменьшилось на 46,7 %, что объясняется изменением структурного состава парка плугов, прежде всего увеличением доли более производительных и многокорпусных оборотных плугов. Так, сложившаяся на 2017 г. структура парка плугов следующая: 8–9-корпусные — 43 %; 5–7-корпусные — 12,5; 4-корпусные — 29,5; прочие — 15 %. В 2006 г. соответственно: 7–9-корпусные — 12,9 %; 4–6-корпусные — 39,8; прочие — 47,3 %. Следует отметить, что количество корпусных оборотных плугов выросло к 2017-му на 85 % по сравнению с 2006 г., соответственно возросла нагрузка пашни на один плуг в 1,8 раза и составила 578 га, против 331 га в 2006 г. Средняя величина годовой нагрузки пашни на один плуг в 580–600 га примерно составляет величину годовой нагрузки одного 6-корпусного оборотного плуга. Рост средней величины нагрузки на один физический плуг обусловлен более широким за последние годы использованием 8–9-корпусных оборотных высокопроизводительных плугов. Влияние на износостойкость отдельных элементов и деталей плуга оказывает не производительность вспашки за один час работы основного времени (га/ч), а физический объем вспаханной площади почвы. Так, при наработке около 45–50 га основных рабочих элементов (деталей) плуга — лемеха и долота, они изнашиваются и подлежат замене. Объемы ежегодной обработки почвы тракторными плугами в целом по Республике Беларусь составляют около 4,9–5,1 млн га. Для обеспечения вспашки такого объема площадей ежегодная потребность в таких деталях, как лемех и долото, составляет порядка 100–105 тыс. шт. В связи с тем что эти детали (лемех, долото) имеют небольшой рабочий ресурс и быстро изнашиваются, необходимо располагать объективными данными о техническом состоянии парка импортных плугов. Подробный анализ этих данных позволит обосновать производственную программу по изготовлению импортозамещающих деталей в целях экономии валютных средств. Следует отметить, что в 2017 г. количество импортных плугов уменьшилось в 5,4 раза по сравнению с 2006 г., а удельный вес импортных в общем парке плугов составляет 3,5 % и насчитывает в количественном выражении около 320 ед. всего по республике, из них 74 % — это плуги производства компании «Лемкен». В Минской области парк импортных плугов составляет 62 ед. При обосновании производственной программы необходимо учитывать сложившуюся ситуацию по поступлению и выбытию плугов в сельскохозяйственных организациях (табл. 2).