За последние 30–50 лет в сфере автомобильного транспорта наблюдалось эволюционное совершенствование конструкций подвижного состава в направлении повышения их безопасности, экологичности, комфортабельности, внедрялись электронные системы управления как отдельными агрегатами, так и автомобилем в целом, стали нормой оснащение автомобилей системами навигации GPS/ГЛОНАСС. Современный автомобиль по сути это «чип» на колесах. В цене автомобиля доля электронных устройств достигла до 30%. С усложнением конструкции растет и цена автомобилей, вследствие чего растет стоимость технического обслуживания и ремонта подвижного состава, увеличиваются амортизационные отчисления коммерческого транспорта, себестоимость перевозок. С повышением удельной мощности двигателей, ростом цен на топливо, повышаются затраты на топливо, доля которого в себестоимости перевозок доходит до 50%.
Бурное развитие автотранспорта сопровождается ростом потребления топлива, усилением негативного воздействия на окружающую среду. С точки зрения наносимого экологического ущерба, автотранспорт лидирует во всех видах негативного воздействия: загрязнение воздуха — 95%, шум — 49,5%, воздействие на климат — 68%. На долю автомобильного транспорта в выбросе антропогенных парниковых газов приходятся 14%, и это самый высокий показатель среди всех существующих гражданских видов транспорта. В городах с населением более полумиллиона человек около 80% вредных выбросов приходится на долю автомобильного транспорта. Автотранспорт, по разным оценкам, обеспечивает более 60% мирового потребления нефти. Автомобиль потребляет в среднем 4 т кислорода в год, выбрасывая при этом с отработанными газами около 800 кг угарного газа, 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеводородов. Автомобильный парк в мире в 2016 г. составил 1,4 млрд ед., а потребление моторного топлива 2,4 млрд т. Автотранспорт только в России, насчитывающий 49,11 млн ед. техники, сжег 65 млн т топлива. Из этого объема 54% приходится на долю коммерческого транспорта, хотя его доля в парке всего 14%. При сгорании нефтяного топлива в двигателях внутреннего сгорания образуются около 200 различных вредных веществ. В год российский автопарк выбрасывает в атмосферу только канцерогенных веществ: около 27 тыс. т бензола, 17,5 тыс. т формальдегида, 1,5 т бензопирена. В целом, общее количество вредных веществ, ежегодно выбрасываемых автомобилями, превышает в 20 млн т, и ежегодно увеличивается в среднем на 3%.