По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Экология и железнодорожный транспорт

Как отметил глава ОАО «РЖД» О.В. Белозёров: «Мы должны быть экологичными во всех аспектах, любое своё действие осмысленно рассматривать через призму влияния на окружающую среду, любой шаг оценивать с позиции экологии».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.04.2015 № 716-р была утверждена Концепция формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации, которая определяет цели, задачи и принципы формирования системы мониторинга и этапы введения отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в организациях. Согласно Концепции обязанность по представлению отчетов о выбросах парниковых газов с 2017 г. предполагается распространить и на организации железнодорожного транспорта.

В 2015 г. выбросы парниковых газов от производственной деятельности подразделений ОАО «РЖД» составили 33,8 млн т СО2 -эквивалента, в том числе прямые выбросы — 12,7 млн. т СО2 -эквивалента, косвенные выбросы — 21,1 млн т СО2 -эквивалента. В период с 1990 по 2015 г. снижение суммарной эмиссии парниковых газов составило 48,8%. Основная доля расхода ТЭР в ОАО «РЖД» приходится на тягу поездов. Это 82% от всего объема потребления компанией электроэнергии и 90% от использования дизельного топлива. В настоящее время 85% от общего объема перевозок на железнодорожном транспорте осуществляется на электрической тяге.

Вместе с тем полноценному развитию системы управления выбросами парниковых газов в настоящее время препятствует отсутствие необходимой нормативно-правовой и методической базы, устанавливающей порядок инвентаризации и методологии расчета выбросов парниковых газов, адсорбции парниковых газов, а также мер экономического стимулирования организаций по сокращению выбросов парниковых газов в ходе реализации инвестиционных проектов и др.

Из-за отсутствия методологии учета косвенных выбросов парниковых газов при формировании системы учета в ОАО «РЖД» в настоящее время возникает ряд сложностей в части корректного учета класса потребляемой электроэнергии ввиду ее закупки у оптовых поставщиков. Так, отсутствие информации о структуре генерации электроэнергии, видов используемой первичной энергии (атомная энергия, органическое топливо, гидроэнергия рек), их соотношении, показателях работы электростанций может привести к значительным погрешностям в учете выбросов парниковых газов.

Для Цитирования:
Экология и железнодорожный транспорт. Железнодорожник. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: