С 2015 г. Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ внесены поправки в законодательство об отходах производства и потребления. В частности, для производителей и импортеров вводится обязанность по утилизации продукции, утратившей свои потребительские свойства.
Данная обязанность может быть исполнена двумя способами: путем проведения утилизации самостоятельно согласно утвержденным нормативам, путем уплаты экологического сбора.
В чем же разница этих способов? Когда экологический сбор уплачивается, а когда – нет? Как отразить его в бухгалтерском и налоговом учете?
Минфин России в письме от 13.04.2015 № 03-02-07/1/20823 указал, что введение экологического сбора не было целью авторов первоначальной редакции законопроекта, хотя это и произошло при принятии Федерального закона № 458-ФЗ (далее – Закон № 458-ФЗ).
В основе регулируемых Законом № 458-ФЗ правоотношений лежит обязанность производителя, импортера утилизировать остатки от использования выпускаемой продукции. Экологический сбор должен уплачиваться в тех случаях, когда производители продукции или импортеры товаров не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от их использования.
Экологический сбор не уплачивается в отношении товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из Российской Федерации.
Таким образом, экологический сбор, по мнению Минфина России, носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и не является по своей правовой природе налоговым платежом, а значит, не подпадает под юрисдикцию самого Минфина России (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Из этого следует, что рассчитывать на Минфин России как на источник разъяснений о порядке исчисления и уплаты экологического сбора производителям и импортерам товаров, подлежащих утилизации, не приходится, несмотря на то, что в него периодически вносятся изменения, в том числе те, которыми в 2015 г. и был введен экологический сбор.
В то же время Минфин России дал рекомендации об отражении в бухгалтерском учете экологического сбора, но об этом мы расскажем ниже.