По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.226.12

Экологический сбор со строительных организаций: правовое регулирование и бухгалтерский учет

Демина Юлия Михайловна АО «Аудиторская компания «Экспертно-консультативный совет» 143980, Московская обл., г. Железнодорожный, ул. Новая, д. 43 Е-mail auditeks@list.ru

Экологический сбор – новый неналоговый платеж, введенный Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ для производителей и импортеров продукции (товаров), утративших свои потребительские свойства. Экологический сбор за 2017 г. фактически будет уплачиваться организациями в 2018 г., однако уже сейчас следует разобраться с порядком его расчета и оформления, тем более что в деятельности строительных организаций используется достаточно много тех видов товаров, которые подлежат утилизации или, при отсутствии возможностей для этого, облагаются экологическим сбором. Статья поступила 18 февраля 2017 г.

Литература:

1. Гордеева С.Н. Экологический сбор или утилизация отходов? // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2015. – № 6.

2. Сотникова Л.В. Экономически оправданные расходы // Бухгалтерский учет. – 2008. – № 8. – С. 32–38.

3. Сотникова Л.В. Утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств: бухгалтерский и налоговый учет // Бухучет в строительных организациях. – 2014. – № 6. – С. 6–19.

4. Сотникова Л.В. Бухгалтерский учет природоохранных мероприятий // Бухгалтерский учет. – 2000. – № 15. – С. 26–31.

С 2015 г. Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ внесены поправки в законодательство об отходах производства и потребления. В частности, для производителей и импортеров вводится обязанность по утилизации продукции, утратившей свои потребительские свойства.

Данная обязанность может быть исполнена двумя способами: путем проведения утилизации самостоятельно согласно утвержденным нормативам, путем уплаты экологического сбора.

В чем же разница этих способов? Когда экологический сбор уплачивается, а когда – нет? Как отразить его в бухгалтерском и налоговом учете?

Минфин России в письме от 13.04.2015 № 03-02-07/1/20823 указал, что введение экологического сбора не было целью авторов первоначальной редакции законопроекта, хотя это и произошло при принятии Федерального закона № 458-ФЗ (далее – Закон № 458-ФЗ).

В основе регулируемых Законом № 458-ФЗ правоотношений лежит обязанность производителя, импортера утилизировать остатки от использования выпускаемой продукции. Экологический сбор должен уплачиваться в тех случаях, когда производители продукции или импортеры товаров не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от их использования.

Экологический сбор не уплачивается в отношении товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из Российской Федерации.

Таким образом, экологический сбор, по мнению Минфина России, носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и не является по своей правовой природе налоговым платежом, а значит, не подпадает под юрисдикцию самого Минфина России (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Из этого следует, что рассчитывать на Минфин России как на источник разъяснений о порядке исчисления и уплаты экологического сбора производителям и импортерам товаров, подлежащих утилизации, не приходится, несмотря на то, что в него периодически вносятся изменения, в том числе те, которыми в 2015 г. и был введен экологический сбор.

В то же время Минфин России дал рекомендации об отражении в бухгалтерском учете экологического сбора, но об этом мы расскажем ниже.

Для Цитирования:
Демина Юлия Михайловна, Экологический сбор со строительных организаций: правовое регулирование и бухгалтерский учет. Бухучет в строительных организациях. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: