Ущерб, наносимый людям и природе автомобильным транспортом, может быть проиллюстрирован по двум основным группам загрязняющих веществ, среди которых около 200 различных газов и химических соединений:
— оказывающих прямое негативное воздействие на организм человека и окружающую среду (оксид углерода СО, оксиды азота NOx , углеводороды CmHn , в том числе полициклические ароматического ряда — ПАУ, различного типа кислоты, соединения свинца и серы);
— оказывающих негативное косвенное воздействие и являющихся причиной глобальных экологических катастроф, таких как образование фотохимического «смога», «парникового эффекта», «озоновых дыр» и другое (двуокись углерода, кислотосодержащие углеводороды, метан и твердые частицы);
— предельно допустимых концентраций (ПДК) в воздухе вредных веществ (ВВ), выбрасываемых в атмосферу с отработавшими газами ДВС и определяющих их токсичность, сильно отличающихся по компонентам.
Комментируя данные, приведенные на рис. 1, можно сделать следующие выводы:
— С 1970 по 1990 г. численность автомобильного парка России росла линейно, а далее начался экспоненциальный подъем. Этот подъем, по прогнозу аналитиков международного автомобильного рынка с учетом опыта зарубежных промышленно развитых стран, будет продолжаться до уровня насыщения автомобильного парка — 300–400 автомобилей на 1000 жителей (сейчас в России 129 легковых и около 100 грузовых автомобилей на 1000 жителей). А это значительное повышение нагрузки на окружающую среду. И без ужесточения экологических требований никак не обойтись!
— Пропорционально росту численности автопарка до 1990 г. увеличивались и выбросы ВВ, также развиваясь из линии в экспоненту, начиная с 1990 г., если бы не поэтапный переход с экологических норм «Евро-0» на «Евро-1» и «Евро-2».
Прекращение в 1999–2000 гг. выпуска этилированных бензинов практически решило проблему выброса чрезвычайно вредных соединений свинца, являющихся основой высокотоксичных антидетонаторов, во много раз более опасных, чем сам бензин. Это свидетельствует о том, что при ясности и определенности поставленной цели могут использоваться и быть эффективными самые разные, в том числе запретительные, меры регулирования, действующие главным образом на международном и национальном уровне.