По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Экологическая система — новая альтернативная модель современного музея

Иванна Леонова г. Санкт-Петербург

Музей 2020-х годов сильно отличается от музея, который функционировал еще пару десятилетий назад. Изменения, коснувшиеся музея, связаны с влиянием современных тенденций, а также с требованиями аудитории, рассматривающей музей как гибкое, живое пространство. Современные исследователи говорят о принципиально новых, альтернативных подходах к музейной деятельности, к определению места музея в социокультурном и информационном поле.

Литература:

1. Бонами З.А. Как читать и понимать музей. Философия музея / З.А. Бонами. — М.: АСТ; ОГИЗ, 2018. — 223 с.

2. Саймон Н. Партиципаторный музей / Нина Саймон; пер. А. Глебовской. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. — 439 с.

3. Falk J.H. Learning from Museums / John H. Falk, Lynn D. Dierking. — Oxford: Rowman & Littlefi eld, 2018. — 356 p.

4. Hооper-Grееnhill E. New Communication Model for Museum / Eilеan Hооper-Grееnhill // The Educational Role of the Museum. — London; New York: Routledge, 1999. — P. 17–26.

Сегодня музеи — это социально ориентированные институты, деятельность которых направлена на удовлетворение интеллектуальных потребностей целевой аудитории. По мнению Н. Саймон, ключевым аспектом в работе над персонификацией музея является предоставление посетителям достоверной и полезной информации о культурных объектах, подобранной в соответствии с их интересами и запросами. Следующий этап — выявление интересов отдельных посетителей.

Проводимые мероприятия должны быть рассчитаны на любую аудиторию и все категории посетителей, учитывать интересы и особенности развития человека, стимулировать и поощрять участие. Последнее означает, что любой человек, обладающий творческим потенциалом, сможет вносить свой вклад в развитие музея и создание культурных событий (организация мероприятий, выставок, программ и т.д.).

В условиях современной среды музею необходимо добиться гибкости, мобильности, оперативно откликаться на важные события в обществе, обеспечить доступность и открытость для целевой аудитории. Одна из важнейших задач — создать максимально комфортные условия, которые позволят посетителю с легкостью усваивать информацию.

Музей XXI века — это своего рода коммуникативная площадка. Информация, передаваемая музейными работниками, а также посетители становятся участниками коммуникативного процесса. Роль музейных объектов и артефактов изменилась до присутствия в фондах музея и культурном пространстве в целом, а ключевое значение приобретает информация о предмете. Она становится коммуникативной платформой для проведения мероприятий, организации проектов, экскурсий, создания различного рода контента. Конечным потребителем информации становятся люди с их потребностью в информационном взаимодействии, жаждой и поиском открытий.

Интересную модель такого позиционирования и взаимодействия в контексте «музей — посетитель» предложила Ю. Юнг, основная идея которой состоит в понимании целостности мировой экологической системы. Люди, общество, среда выступают как взаимозависимые элементы, взаимосвязь между которыми осуществляется посредством различных коммуникативных средств. Таким образом, модель музея представлена как своеобразная экологическая система.

Для Цитирования:
Иванна Леонова, Экологическая система — новая альтернативная модель современного музея. Музей. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: