Сегодня музеи — это социально ориентированные институты, деятельность которых направлена на удовлетворение интеллектуальных потребностей целевой аудитории. По мнению Н. Саймон, ключевым аспектом в работе над персонификацией музея является предоставление посетителям достоверной и полезной информации о культурных объектах, подобранной в соответствии с их интересами и запросами. Следующий этап — выявление интересов отдельных посетителей.
Проводимые мероприятия должны быть рассчитаны на любую аудиторию и все категории посетителей, учитывать интересы и особенности развития человека, стимулировать и поощрять участие. Последнее означает, что любой человек, обладающий творческим потенциалом, сможет вносить свой вклад в развитие музея и создание культурных событий (организация мероприятий, выставок, программ и т.д.).
В условиях современной среды музею необходимо добиться гибкости, мобильности, оперативно откликаться на важные события в обществе, обеспечить доступность и открытость для целевой аудитории. Одна из важнейших задач — создать максимально комфортные условия, которые позволят посетителю с легкостью усваивать информацию.
Музей XXI века — это своего рода коммуникативная площадка. Информация, передаваемая музейными работниками, а также посетители становятся участниками коммуникативного процесса. Роль музейных объектов и артефактов изменилась до присутствия в фондах музея и культурном пространстве в целом, а ключевое значение приобретает информация о предмете. Она становится коммуникативной платформой для проведения мероприятий, организации проектов, экскурсий, создания различного рода контента. Конечным потребителем информации становятся люди с их потребностью в информационном взаимодействии, жаждой и поиском открытий.
Интересную модель такого позиционирования и взаимодействия в контексте «музей — посетитель» предложила Ю. Юнг, основная идея которой состоит в понимании целостности мировой экологической системы. Люди, общество, среда выступают как взаимозависимые элементы, взаимосвязь между которыми осуществляется посредством различных коммуникативных средств. Таким образом, модель музея представлена как своеобразная экологическая система.