— Международные страховщики бьют тревогу: выплаты по катастрофическим рискам стремительно растут, отсюда несколько вопросов:
— если смотреть на проблему глобально, то какие возможности существуют для решения: как сохранить уровень покрытия и соблюсти ценовой баланс;
— как развивается ситуация в России, где остается привычным погашать из бюджета все последствия по крупным и резонансным случаям?
— существует ли для РФ решение, которое позволит создать программы, которые не лягут тяжким бременем на население и при этом разгрузят бюджет. Какие варианты моделей существуют?
— В России уже была предпринята попытка создать модель совместного участия в страховании государства и граждан. На текущий момент очевидно, что она с треском проварилась — наводнения и пожары продолжают происходить, а ни одной программы нет. Единственная, которая была в Москве и служила моделью, закрылась. Что можно сделать?
— Международный страховой рынок готовится к изменению климата. Глобальные страховщики, обладающие компетенциями и портфелем рисков по всему миру, давно говорят о росте частности природных катаклизмов и о росте финансовых потерь в результате их наступления. Это происходит в силу концентрации населения и производства на отдельных территориях. Страховщики уже давно строят модели, прогнозирующие наступления событий природного характера и оценивают их последствия. С каждым страховым годом эти модели проверятся и верифицируются в зависимости от прохождения договоров страхования, облигаторных программ, природных катастроф и т. д.
Страховщики давно, например, по температуре воды в Индийском океане в определенные временные периоды могут делать вывод об интенсивности и продолжительности осадков в сезон муссона. И таких примеров множество. В России данные по уровню воды в реках регистрируются на протяжении более 100 лет на территории практически всей страны. На события, даже если они предсказаны, не всегда можно повлиять, потому что объекты уже построены или пахотные земли ограничены и на другие территории их не всегда можно перенести.