У читывая все события, происходившие в стране и в мире, 2016 год для британских ритейлеров прошел как нельзя лучше. Все магазины ожидали значительного спада активности после референдума о членстве в ЕС, но его не произошло.
Покупатели продолжали покупать. И летом, и осенью, и зимой. Но вот теперь поток начал иссякать.
В 2017 году продавцам будет куда сложнее, особенно тем, по кому ударит не только спад спроса, но и повышение налога на коммерческую недвижимость.
Эксперты, которые с уверенностью предрекали страшную рецессию сразу после Brexit, были неправы, потому что не учли трех факторов: психологию потребителей, изменения в монетарной политике и базовые экономические показатели, которые лежат в основе потребительского спроса. Рассмотрим эти пункты, начиная с последнего.
Рост потребления был подкреплен снижением уровня безработицы, низкими процентными ставками и увеличением реальных доходов населения.
Падение цен на нефть в конце 2015 года уменьшило инфляцию и цены на топливо. Люди стали жить лучше, перестали бояться сокращений, и у них оставалось больше денег после оплаты всех необходимых счетов.
Все ритейлеры Великобритании ожидали значительного спада активности потребителей после референдума о членстве в ЕС, но его не произошло
Эти и так благоприятные условия стали еще лучше после того, как в начале августа прошлого года Банк Англии снизил процентную ставку и запустил политику количественного смягчения. Эти действия были абсолютно ожидаемы — разумеется, Центробанк Соединенного Королевства не мог пустить ситуацию на самотек.
Но не то чтобы потребители нуждались в каких-то дополнительных стимулах. 52% населения, которые проголосовали за выход из ЕС, тратили деньги на радостях. 48%, которые голосовали против, покупали, чтобы утешить себя после поражения.
Словом, и те, и другие продолжили жить дальше как ни в чем не бывало.
Рост потребительских расходов привел к росту экономики на 0,6% в III и IV кварталах 2016 года.