Успешность нашего кейса связана с региональной спецификой и с поддержкой губернатора области. Вологодская область — это регион особенный — промышленный, технологический, в Череповце расположены две компании мирового уровня — металлургический комбинат «Северсталь» и химическое производство АО «Апатит». Предприятиям нужны не просто инженеры, а инженеры-разработчики.
Перед началом трансформации образовательного процесса мы анализировали распределение выпускников вуза по занимаемым позициям: на тот момент более 90 % выпускников — это технологи, эксплуатационники, доля разработчиков и проектировщиков составляла 3–5 %.
В первую очередь процесс трансформации потребовал изменений образовательной деятельности. Каждая образовательная программа должна иметь два ядра: ядро фундаментальной подготовки и проектное ядро. В основе проектного ядра лежит выполнение реального профессионального проекта, при этом работа идёт в командах, каждая команда имеет наставника, работа над проектом формирует у студентов образовательный запрос, который реализуется в различных форматах, а фундаментальная подготовка выступает основой знаний для выполнения проекта.
Внедрение проектного обучения в вузе стартовало в апреле 2019 г. в рамках совместного с Университетом НТИ 20.35 образовательного интенсива «Фабрика разработок ЧГУ», где мы апробировали проектно-ориентированную образовательную модель по решению сложных инженерных и IT-задач для высокотехнологичного бизнеса.
Второй этап внедрения проектного обучения пришёлся на 2019–2020 учебный год, там и была внедрена собственная проектноориентированная образовательная модель. 673 студента бакалавриата, специалитета и магистратуры разработали 104 проекта, из них 40 проектов были успешно внедрены в работу предприятий. Спектр реализуемых проектов охватывал преимущественно инженерные и IT-направления (около 90 %), доля педагогических и гуманитарных проектов составляла около 10 %.
Третий этап внедрения проектного обучения был связан с массовым вхождением в него студентов второго курса бакалавриата всех направлений подготовки. В период с сентября 2020 г. по декабрь 2021 г. в проектном обучении приняло участие 1354 студента, реализовано 262 проекта под руководством 113 наставников. Существенно расширился пул заказчиков, кураторами от предприятий-заказчиков в этот период времени выступили 208 человек. Спектр реализуемых проектов примерно в равной степени состоял из проектов инженерных и IT-направлений (55 %) и педагогических и гуманитарных (45 %). На момент финальной защиты 125 проектов были внедрены в работу компаний-заказчиков.