В Госдуму внесен законопроект об отмене в школах единого государственного экзамена (ЕГЭ). Авторы считают формат ЕГЭ неэффективным, так как не отражает реального уровня знаний, а постоянно меняющиеся правила проведения экзамена не дают школьникам адаптироваться к процедуре его проведения. Страдает и финансовая сторона вопроса, так как государству приходится выделять значительные средства на проведение экзамена. К тому же, по мнению авторов законопроекта, количество мест в вузах в настоящее время больше, чем желающих в них поступить, поэтому необходимость в ЕГЭ отсутствует.
Инициатива депутатов не оставила общество равнодушным, одни — порадовались, другие — огорчились. Мы поинтересовались у наших экспертов, что они думают по этому поводу. Мнения разделились.
СЕРГЕЙ ГАТАУЛЛИН, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ:
— Проблема ЕГЭ заключается в том, что такая форма контроля не развивает творческие способности обучающегося, не формирует понимание предмета, а учит запоминать правильные комбинации «вопрос-ответ». При этом у ЕГЭ есть очевидное преимущество — это относительная стандартизация и прозрачность процедуры, позволяющая попасть в лучшие вузы страны выпускников школ из удаленных от научно-образовательных кластеров регионов.
Однако форма экзамена — это всего лишь «вершина айсберга», подводная часть которого представляет самую сложную проблему. Начиная с девяностых, произошло обесценивание профессий учителя, педагога, преподавателя высшей школы. Низкий уровень заработной платы и постоянные трансформации российской образовательной системы привели к «вымывания» профессиональных кадров.
Переход от процесса обучения к индустрии оказания образовательных услуг вкупе с отказом от советской системы и двадцатилетним периодов втягивания вузов в Болонскую систему привели к неутешительным результатам — в погоне за унификацией требований к образовательным программам, бесконечным обновлениям федеральных образовательных стандартов и следующих за этим «бумажным» изменениям учебных планов, содержательной частью учебного процесса заниматься стало некогда, да и, зачастую, некому.