По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Эффективный контракт на пороге новой жизни?

Проблемы внедрения эффективных контрактов в систему высшего образования продолжают волновать профессиональное сообщество. После майских указов Президента России 2012 года, давших старт пересмотру оплаты труда бюджетников, в том числе и преподавателей вузов, прошло уже восемь лет. Срок значительный, что дает повод сделать выводы о полученных результатах.

Как известно, первоначальная идея заключалась в обеспечении достойной оплаты труда педагогических работников за счет повышения качества образования. Была составлена дорожная карта, даны общие для всех бюджетных организаций рекомендации и указаны сроки. А дальше — действуйте как хотите. И тут все столкнулись с одной большой проблемой, как оценить качественно труд преподавателя, и надо сказать, что по прошествии восьми лет эта задача так и осталась практически нерешенной. Проще было ввести количественные показатели: число опубликованных статей, проведенных конференций, подготовленных студентами докладов и т.д. В вузы пришла рыночная экономика.

Многие преподаватели оказались к этому не готовы, и пошла волна возмущений. Вот только некоторые из высказываний, ярко описывающих ситуацию с контрактами.

«Так называемый эффективный контракт показал свою неэффективность в применении к научно-исследовательской работе; он задуман не для нее. Такая система порождает вал халтурных псевдопубликаций «для отчета», бессмысленно засоряющих научно-информационную среду; она побуждает исследователей отказываться от долгосрочных фундаментальных проектов (например, монографических) ради сиюминутных и легковесных задач.

Такая система заставляет ученых работать плохо, а это худшее, что может делать администрация со своими сотрудниками. И она должна быть серьезно пересмотрена», — заявляет Сергей Зенкин, д-р филол. наук, РГГУ (Москва) — ВШЭ (Санкт-Петербург)1 .

«У нас оценивают эффективность работы преподавателей по публикациям, но все мы понимаем — заплати деньги, и можно хоть таблицу умножения с твоей фамилией опубликовать. В результате получается, что вместо работы, которую должен вести преподаватель, он пишет какието статьи, которые никто не читает. Я согласен, что многое надо менять в нашей системе, но это совсем не тот путь, по которому надо идти с эффективным контрактом», — вторит ему политолог, д-р филос. наук, профессор Сергей Лебедев2 .

Для Цитирования:
С.В. Виноградова, Эффективный контракт на пороге новой жизни?. Юрист ВУЗа. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: