По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61:614.2

Эффективность юридической поддержки научных работников медицинских вузов

В.А. Лебедев канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: lebedev.var@rea.ru, ORCID: 0000-0003-2748-6234
Е.И. Лебедева канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт Некоммерческого партнерства «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», 125009, Россия, г. Москва, ул. Тверская, д. 22б, стр. 3, E-mail: avpra@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5197-1913

Вовлечение достижений научных работников медицинского вуза в образовательный процесс позволяет обеспечивать медицинские учреждения сферы отечественного здравоохранения высококвалифицированными кадрами. Рассмотрены изменения в правовом положении научных работников вуза, в том числе актуализация отдельных норм, регламентирующих оценку потенциала научного работника. Проведен сравнительный анализ последних изменений профильного законодательства о порядке и особенностях проведения конкурсного отбора на замещение должности научного работника и его аттестации, а также последствий нарушения установленного порядка, предшествующего заключению или продлению трудового договора с научным работником медицинского вуза.

Литература:

1. Бурыкин А.Д., Тюрин С.Б. Вариативность реализации социального партнерства в высшей школе / В сб.: Социальное партнерство: опыт, проблемы и перспективы развития. Сборник докладов и тезисов участников конференции: Двадцатая международная научно-практическая конференция. — 2023. — С. 47–54 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54214824.

2. Вашаломидзе Е.В., Вольская Т.Е. Управление трудом работников образовательных организаций высшего образования на основе использования современных организационных и социально-экономических технологий. — М., 2023 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53831345.

3. Ефимова Г.З., Латышев А.С. Удовлетворенность трудом у работников высшего учебного заведения // Вопросы образования. — 2023. — № 1. — С. 72–108 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=52256909.

4. Имекина Д.О., Падюкова А.Д., Мейер А.В., Ульянова М.В., Лавряшина М.Б. Компетентностный подход преподавания фундаментальных наук студентам медицинских вузов / В сб.: Качественное профессиональное образование: современные проблемы и пути решения. — 2022. — С. 436–442 [Электронный ресурс]. — URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=53610395.

5. Иудин А.А., Ситникова И.В. Система образования России и профессиональный выбор молодежи // Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. — Нижний Новгород, 2023 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54054102.

6. Койков В.В., Умбетжанова А.Т., Аканов А.Б., Абдуажитова А.М., Аубакирова А.С., Отаргалиева Д.Д. Оценка результативности и конкурентоспособности научной и инновационной деятельности организаций медицинской науки и медицинских вузов // Journal of Health Development. — 2020. — Т. 1, № 35. — С. 4–23 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44188741.

7. Койков В.В. Стратегия трансформации медицинского вуза в исследовательский университет // Journal of Health Development. — 2021. — Т. 4, № 44. — С. 24–41 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48511203.

8. Костенко Е.П., Гозалова А.В. Реформирование сферы высшего образования в России: генезис, особенности и влияние на социально-трудовые отношения в вузе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2022. — № 4. — С. 208–222 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49916722.

9. Кропачев Н.М., Еремеев В.В., Попов А.В. Разработка системы показателей эффективности образовательной и научной деятельности профессорско-преподавательского состава: опыт Санкт-Петербургского государственного университета // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. — 2023. — Т. 22, № 2. — С. 133–150 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54123722.

10. Новиков С.В. Концептуальные основы адаптивного управления сферой высшего образования // Серия: Научная мысль. — 2023 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54250327.

11. Саурина О.С., Плотникова И.Е., Филозоп А.А., Берлева С.Ю. Формирование информационно-коммуникационной компетенции научно-педагогических работников медицинского вуза / В сб.: Актуальные вопросы высшей медицинской школы. Материалы научно-практического семинара. — 2020. — С. 116–118 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42549451.

12. Смирнова М.С., Листратов И.В., Юн Д.А. Правовое регулирование квалификационных требований к профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений // Юридические исследования. — 2023. — № 3. — С. 13–23 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50751098.

1. Burykin A.D., Tyurin S.B. Variability in the implementation of social partnership in higher education/In the collection: Social partnership: experience, problems and prospects of development. Collection of reports and abstracts of the conference participants: The twentieth International Scientific and practical conference. 2023. Р. 47–54 [Electronic resource]. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=54214824.

2. Vashalomidze E.V., Volskaya T.E. Labor management of employees of educational institutions of higher education based on the use of modern organizational and socio-economic technologies. Moscow, 2023 [Electronic resource]. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=53831345.

3. Efimova G.Z., Latyshev A.S. Job satisfaction among employees of a higher educational institution // Education issues. 2023. No. 1. Р. 72–108 [Electronic resource]. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=52256909.

4. Imekina D.O., Padyukova A.D., Meyer A.V., Ulyanova M.V., Lavryashina M.B. Competence-based approach of teaching fundamental sciences to students of medical universities / In the collection: High-quality professional education: modern problems and solutions. 2022. Р. 436–442 [Electronic resource]. — Access mode: https://elibrary.ru/ item.asp?id=53610395.

5. Yudin A.A., Sitnikova I.V. The education system of Russia and the professional choice of youth // National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky. Nizhny Novgorod, 2023 [Electronic resource]. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=54054102.

6. Koikov V.V., Umbetzhanova A.T., Akanov A.B., Abduazhitova A.M., Aubakirova A.S., Otargalieva D.D. Evaluation of the effectiveness and competitiveness of scientific and innovative activities of medical science organizations and medical universities // Journal of Health Development. 2020. Vol. 1. No. 35. Р. 4–23 [Electronic resource]. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=44188741.

7. Koikov V.V. Strategy of transformation of a medical university into a research university // Journal of Health Development. 2021. Vol. 4. No. 44. Р. 24–41 [Electronic resource]. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=48511203.

8. Kostenko E.P., Gozalova A.V. Reforming the sphere of higher education in Russia: genesis, features and impact on social and labor relations at the university // State and municipal administration. Scientific notes. 2022. No. 4. Р. 208–222 [Electronic resource]. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=49916722.

9. Kropachev N.M., Yeremeev V.V., Popov A.V. Development of a system of indicators of the effectiveness of educational and scientific activities of the teaching staff: the experience of St. Petersburg State University // Bulletin of St. Petersburg University. Management. 2023. Vol. 22. No. 2. Р. 133–150 [Electronic resource]. — Access mode: https://elibrary.ru/ item.asp?id=54123722.

10. Novikov S.V. Conceptual foundations of adaptive management of higher education // Ser. Scientific thought. 2023 [Electronic resource]. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=54250327.

11. Saurina O.S., Plotnikova I.E., Filozop A.A., Berleva S.Y. Formation of information and communication competence of scientific and pedagogical staff of a medical university / In the collection: Topical issues of the higher medical school. Materials of the scientific and practical seminar. 2020. Р. 116–118 [Electronic resource]. — Access mode: https:// elibrary.ru/item.asp?id=42549451.

12. Smirnova M.S., Listratov I.V., Yun D.A. Legal regulation of qualification requirements for the teaching staff of higher educational institutions // Legal research. 2023. No. 3. Р. 13–23 [Electronic resource]. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=50751098.

Сложившаяся государственная система здравоохранения включает не только находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские, но и образовательные учреждения1. Медицинские вузы осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских кадров, организуя непосредственное взаимодействие учебных и научных подразделений, что существенно повышает уровень преподавания соответствующих дисциплин, а также профессиональный уровень медицинских работников, прошедших обучение в таких условиях.

В настоящее время одной из приоритетных задач государственной политики в сфере здравоохранения является усиление системы профессионального медицинского образования, составной частью которого являются научные исследования, проводимые в медицинских вузах. Сложившаяся правовая среда осуществления медицинским вузом научной деятельности обусловлена уровнем регулирования правового положения научных работников, в том числе состоянием правовой регламентации конкурсного отбора, предшествующего заключению или продлению трудового договора с научным работником медицинского вуза. Вместе с тем на практике нередки случаи нарушения правил проведения конкурсного отбора научных работников, произвольного установления сроков, в том числе неопределенных, при заключении трудовых договоров с научными работниками.

Квалификация врача, как показывает практика, становится востребованным профессиональным качеством, особенно в настоящее время, когда отечественное здравоохранение принимает вызовы, связанные с настоятельной необходимостью обеспечения медицинских организаций системы отечественного здравоохранения медработниками, имеющими профессиональное образование и постоянно повышающими свою квалификацию. При этом в связи с необходимостью увеличения количества квалифицированных медицинских кадров определяющим фактором становится качество их подготовки, что, очевидно, требует углубленного использования в образовательном процессе результатов научных исследований, проводимых научными работниками медицинского вуза.

Для Цитирования:
В.А. Лебедев, Е.И. Лебедева, Эффективность юридической поддержки научных работников медицинских вузов. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: