По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Эффективность упрощений проверяется практикой

Ковалев Л. Н. заместитель начальника отдела переработки и завершающих таможенных режимов, Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля, Федеральная таможенная служба

Специалист ФТС России рассказывает о типичных ошибках при подаче заявления на включение в реестр уполномоченных экономических операторов и отвечает на вопросы бизнеса.

Хотелось бы сделать акцент на типовых ошибках, с которыми мы встречаемся при подаче заявлений о включении в реестр уполномоченных экономических операторов. Видимо, действующее законодательство вызывает некоторое непонимание. Попробую его разъяснить, чтобы отказов в рассмотрении заявлений было меньше.

Вначале кратко расскажу об условиях включения в реестр УЭО и преимуществах, которые дает статус оператора. Общие условия включения в реестр УЭО следующие: активное участие в ВЭД; отсутствие задолженности по таможенным платежам; отсутствие правонарушений и преступлений, налоговой задолженности; предоставление финансовых гарантий; соблюдение требований к системе учета, площадкам, транспортным средствам и работникам; отсутствие взаимосвязи с УЭО, исключенными из реестра. Необходимо понимать, что ряд условий проверяется не только в базах данных Федеральной налоговой службы, Министерства внутренних дел, но также мы направляем запросы нашим коллегам по ЕАЭС в части задолженности, привлечения руководителей, учредителей, главных бухгалтеров и т. д. к административной и уголовной ответственности, то есть условия включения в реестр УЭО проверяются на всей территории Союза. На рисунке 1 указаны необходимые условия включения в реестр УЭО по всем трем типам свидетельств. Если вы впервые включаетесь в реестр уполномоченных экономических операторов, то «входными» типами свидетельств являются первый и второй. Свидетельство первого типа ориентировано на перевозчиков, а также на декларантов, которые не связаны с ведением складской или иной деятельности. Второй тип свидетельства предполагает, что у вас в собственности либо в аренде есть площадка, и все специальные упрощения связаны как раз с площадкой оператора. В большей степени второй тип свидетельства ориентирован на производственные либо складские организации, говоря по простому. Условия проистекают из упрощений: есть общие условия, есть специфические. Хотелось бы отметить, что есть типовое заблуждение, будто для всех типов свидетельства УЭО необходимо обеспечение уплаты платежей (обычно в виде банковской гарантии) в сумме, эквивалентной миллиону евро. Это не так, обеспечение действует только для свидетельства первого типа. Для свидетельства второго типа его альтернативой выступают, во-первых, требования к площадкам, во-вторых, требования к финансовой устойчивости. Решение Совета ЕЭК от 15.09.2017 № 65 довольно подробно и одновременно просто описывает эту систему. Это балльно-рейтинговая система, исходящая из анализа показателей, которые каждая организация представляет в том числе в налоговую службу, по сумме чистых активов и т. д., то есть набирается определенное количество баллов. Если балл «проходной», значит, ваша организация достаточно финансово устойчива. Хочу сказать, что на практике не встречались случаи, чтобы для стабильно функционирующих организаций этот критерий не выполнялся. На рисунке 2 представлены упрощения с разбивкой по типам свидетельства. Отмечу, что самое востребованное упрощение — заявление о выпуске товаров до подачи ДТ — предусмотрено как для первого, так и для второго типа свидетельства. Разумеется, при переходе впоследствии на третий тип свидетельства оно сохраняется, поскольку для свидетельства третьего типа доступны все упрощения.

Для Цитирования:
Ковалев Л. Н., Эффективность упрощений проверяется практикой. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2025;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: