При существующем на сегодняшний день рыночном порядке ведения хозяйственной деятельности коммерческое предприятие, как самоорганизованная и саморегулируемая единица, действует в суровых условиях конкурентной среды и имеет полную экономическую независимость. В такой ситуации его деятельность в самом широком смысле должна быть направлена на завоевание и сохранение предпочтительной доли на рынке и в то же время на завоевание превосходства над конкурентами.
В связи с этим система внутреннего контроля коммерческого предприятия должна быть сосредоточена в основном на предоставлении следующих ключевых показателей эффективности функционирования в современных условиях:
- стабильная позиция коммерческих предприятий на рынках (среди конкурентов);
- признание коммерческого предприятия как участниками рынка, так и общественностью;
- своевременная адаптация производственных и управленческих систем организации к постоянно меняющейся внешней среде (рыночным условиям).
В условиях рынка, характеризующихся высокой неопределенностью и нестабильностью внешней среды, эффективное организационное управление требует гораздо более широкого спектра планов и контрольно-ревизионной работы. Кроме того, управление коммерческим предприятием в настоящее время усложнено из-за укрепления конкурентных отношений на мировом и внутреннем рынках, быстрого развития и смены технологий, растущей диверсификации бизнеса и усложнения бизнес-процессов и бизнес-проектов, что, соответственно, вызывает сложность системы внутреннего контроля.
В нынешних условиях внутренний контроль на российских предприятиях обязан принимать более глобальную форму, главной целью которой будет присутствие на всех уровнях управления. В более широком аспекте в рыночной конкурентной среде эффективная система внутреннего контроля в корпоративном управлении при иных равных условиях является гарантией успешной работы коммерческого предприятия.