Инвестирование в образование считается наиболее удачным вложением финансовых ресурсов в долгосрочный проект, поскольку не только создаются новые нематериальные ценности, но и обеспечивается их материальная реализация в научные и прикладные программы, что в итоге приводит к повышению уровня экономического развития и увеличению человеческого капитала государства. Человеческий капитал, как один из значимых факторов экономического развития, ценен тем, что на его основе формируется та часть трудовых ресурсов, которая поддерживает на высоком уровне использование производительных сил и способствует созданию новых технологий.
Различные формы финансирования системы высшего образования в развитых странах существуют уже несколько веков и реализуются в гибком формате — от бюджетного финансирования отдельных учебных заведений, стимулирования наиболее востребованных программ, сфер научной деятельности до привлечения внебюджетного финансирования и развития институтов негосударственных форм поддержки образования. Высоким уровнем профессионального образования всегда выделялась европейская система формирования специалистов.
Со второй половины прошлого века интерес к образованию прогрессирует во всем мире и становится одним из стратегических приоритетов деятельности правительств многих развитых стран.
Финансовые кризисы последнего периода привносят негативное воздействие на этот сектор экономики.
Отдельные государства Евросоюза, в том числе Венгрия, Словакия, Румыния, Латвия, сокращают объемы финансирования образования и размеры бюджетных программ, однако в целом страны Старого Света никогда не скупились на финансирование науки и образования населения. Даже студенты и аспиранты из стран, не входящих в ЕС, могут рассчитывать на получение бесплатного высшего образования или дополнительного профессионального образования в Германии и Франции.
Интересны исследования, проводимые Британской международной группой Pearson, специализирующейся в образовательной и издательской деятельности, которая представила рейтинг эффективности национальных систем образования 2014 года (Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment 2014) [7]. Результаты исследования демонстрируют достижения 40 стран мира в области образования.