Заданный температурный режим УВП при транспортировке, хранении и выдаче на нефтегазовых предприятиях обеспечивает эффективность и экономичность нефтескладских и транспортных операций, снижает размер количественных и качественных потерь УВП. Существенное влияние теплофизических свойств УВП и климатических условий на работу технических средств, предназначенных для ее перекачки, слива, налива, транспортирования и хранения также требуют поддержания оптимального температурного режима.
Так при операциях с УВП, имеющей большую вязкость и высокую температуру застывания, для поддержания оптимального температурного режима применяют различные методы подогрева. К основным способам нагрева относятся: электронагрев, змеевиковые подогреватели, нагрев острым паром, паровая рубашка, циркуляционный подогрев [1]. Несмотря на существующие технические решения, потери вязкой УВП от неполного слива достигают значительных величин (табл. 1), а процессы перекачки и выдачи продукта сопровождаются значительными затруднениями.
Две трети общих потерь образуются в результате неравномерного подогрева УВП при использовании несовершенных методов подогрева (острый пар, змеевиковые подогреватели, электрогрелки). Наиболее перспективной с точки зрения потерь от неполноты слива продукта является циркуляционный подогрев.
Для УВП, имеющей низкую температуру кипения и высокое парциальное давление, колебание температурного режима приводит не только к количественным потерям, но и существенно снижает эксплуатационные свойства продукта.
Кроме того, давление насыщенных паров имеет большое значение для обеспечения самовсасывающей способности насосов при сливноналивных операциях со светлыми нефтепродуктами, содержащими большое количество легкокипящих углеводородов, а также для определения величины их потерь от испарения. Давление насыщенных паров может быть определено по полученной эмпирической зависимости: