Интенсификация земледелия позволяет обеспечить население продовольственным зерном высокого качества, а также создать прочную кормовую базу для животноводства. Данное обстоятельство неразрывно связано с проблемой сохранения и повышения плодородия почв. Исследования, проведенные на всех типах почв России, свидетельствуют, что наиболее сильным антропогенным средством воспроизводства плодородия почв и повышения продуктивности пашни являются минеральные удобрения [3, 4, 6, 8, 14].
В настоящее время в связи с использованием более продуктивных сортов, расширением состава предшественников, а также изменениями агрохимических свойств почв возникает настоятельная необходимость в уточнении отзывчивости растений на отдельные виды удобрений, повышении уровня обеспечения почвы элементами минерального питания и систематической проверке этого уровня в целях продуктивного использования питательных веществ почвы и удобрений [9, 11, 12].
В связи с этим возникает необходимость в дальнейших исследованиях по уточнению зональных особенностей совершенствования приемов по повышению плодородия почв, продуктивности земель и качества продукции на основе эффективного применения удобрений в различных условиях [2, 5, 13].
Особый интерес представляют исследования по определению отзывчивости новых сортов сельскохозяйственных культур на отдельные виды минеральных удобрений и их сочетания на продуктивность сельскохозяйственных культур и качество продукции [1, 10, 15].
Целью исследований явилось определение эффективности применения минеральных удобрений при возделывании озимой пшеницы на типичном черноземе Курской области.
Агрохимическая характеристика почвы опытного участка
Почва опытного участка – типичный чернозем, тяжелосуглинистого гранулометрического состава, по степени гумусированности меньше минимального содержания. Участок выровненный, впадин и склонов нет.
С целью установления состояния почвенного плодородия на опытном участке перед закладкой опыта было проведено агрохимическое обследование почв. Отбор почвенных образцов проводился в соответствии с общепринятой методикой.