Выключение барьерной функции организма в результате декомпенсации чревато прямым воздействием микробного фактора на кровь с развитием септического шока. Данное обстоятельство требует при развитии сепсиса проведения в комплексе лечебных мер трансфузионных методов детоксикации.
Для снижения эндогенной интоксикации в лечении 81 (33,0%) больного мы применяли в комплексе лечебных мер индивидуально адаптированную сопроводительно-поддерживающую трансфузионную терапию у септических больных.
Мы располагали возможностями применения экстракорпоральной лимфо- и гемосорбции, плазмафереза, трансфузий компонентов крови и лимфы, облученных ультрафиолетовыми лучами (АУФОК), гипербарической оксигенации (ГБО). Эффективность каждого из перечисленных лечебных приемов и тем более их сочетанного применения до сих пор не нашла должностного освещения в литературе. По мере накопления опыта лечения страдающих осложненным сепсисом в нашей клинике были выработаны наиболее рациональные комбинации этих терапевтических процедур и оценено место каждой из них в общей лечебной стратегии при остром сепсисе. Своего рода стендовые клинические наблюдения убедили нас в том, что после санации первичного очага инфицирования для каждого пациента надо разработать индивидуальную программу терапии.
За 5 лет в нашей клинике лечилось 181 страдающий запущенными формами сепсиса (89 — мужчин и 92 — женщины) в возрасте от 17-77 лет. Источником сепсиса явились: гнойные хирургические заболевания — 51 (28,2%), гнойные раны — 15 (8,3%), гинекологические гнойные заболевания — 16 (8,8%), травматические повреждения 39 (21,5%), онкологические заболевания -36 (20,0%) крашсиндром — 7 (3,8%), катетерный сепсис — 8 (4,4%), криптогенный сепсис — 9 (5,0%). Бактериальный спектр при исследовании венозной крови был обнаружен у 72 (39,7%) больных, в том числе микробная ассоциация встречалась у 47 (25,9%) пациентов.
Обратила на себя внимание высокая частота микробных ассоциаций (26,6%), высеянных из первичного очага. И, наконец, у 29 больных из 72, у которых кровь оказалась нестерильной, т.е. у 40,27%, обнаружено видовое несоответствие между микрофлорой, полученной из первичного очага и из крови венозного русла.