Вопросы снижения уровня производственного травматизма в России стоят достаточно остро, т. к. он значительно выше уровня развитых стран мира [1]. Хотя и наметилась тенденция снижения производственного травматизма, как показано в табл. 1, однако принимаемых мер на всех уровнях управления охраной труда в настоящее время в России явно недостаточно.
Значительную роль в снижении уровня производственного травматизма могли бы дать государственные структуры, отвечающие за профилактику и контроль со стороны государства, а это в первую очередь Федеральная служба по труду и занятости — Роструд. Достаточно подробно Роструд дал отчет о своей работе в последние годы [2]. По отчету видно, что проделана большая работа, которая дает свои плоды, однако эффективность ее оказывается заниженной из-за ряда проблем, которые не решаются в нашей стране уже длительное время.
На первое место можно поставить проблему перехода предприятий нашей страны на новую систему управления охраной труда, основанную на оценке профессионального риска, которая была в 2007 г. закреплена в ГОСТ 12.0.230–2007 [3]. Реализация этой новой системы в Великобритании в конце прошлого века привела к тому, что за 20 лет уровень производственного травматизма там снизился в 5 раз [4]. Это позволило Международной организации труда рекомендовать другим странам новую систему управления охраной труда как передовую. После выхода в 2007 г. международного стандарта в области управления охраной труда OHSAS-18000, подготовленного и принятого Международной организацией труда, наша страна также взяла курс на реализацию этой новой системы, который был озвучен в Концепции по демографической политике Российской Федерации до 2025 г. [5]. Это выразилось в принятии ГОСТ 12.0.230–2007 [3] и некоторых других документов. В соответствии с указанной выше концепцией [5] переход на новую систему управления охраной труда наша страна должна была начать с 2011 г. Однако и по настоящее время многие нормативные документы на уровне Минтруда России не подготовлены, что затрудняет такой переход.