По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.45

Эффективность государственного контроля за охраной труда в России

Карауш С.А. д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой, Томский государственный архитектурно-строительный университет, кафедра охраны труда и окружающей среды, 634003, г. Томск, Соляная пл., д. 2, E-mail: karaush@tsuab.ru, karaush_sa@mail.ru
Герасимова О.О. канд. техн. наук, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, кафедра охраны труда и окружающей среды, 634003, г. Томск, Соляная пл., д. 2, E-mail: Ologeras@mail.ru

Снизить в России высокий по сравнению с зарубежными странами уровень производственного травматизма можно было бы за счет более эффективной работы государственных структур, отвечающих за надзор в области охраны труда. Однако этого не происходит по ряду причин, к которым можно отнести малочисленность работников Роструда, недостаточный охват контрольными проверками предприятий и организаций, практически отсутствие профилактической работы со стороны надзорных органов.

Литература:

1. Карауш С.А., Герасимова О.О. Обеспечение безопасности работ при строительстве объектов // Вестник ТГАСУ. — 2013. — № 3. — С. 315–319.

2. Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости за 2014 год. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rostrud.ru/upload/Doc/Doc-rostrud / Роструд_Отчет о деятельности ФСТиЗ за 2014. pdf. (Дата обращения: 11.11.2015).

3. ГОСТ 12.0.230–2007. Системы управления охраной труда. Общие требования (ILO-OSH-2001). — М.: Стандартинформ, 2007. — 16 с.

4. Карауш С.А., Герасимова О.О. История охраны труда в России. Учеб. пособие. — Томск: Изд-во Томск. гос. архит.-строит. ун-та, 2004. — 121 с.

5. Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. referent.ru/1/112075.html (Дата обращения: 16.11.2015).

6. Рекомендация об основах содействия передовой организации охраны труда на национальном уровне (МОТ № 197) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusnauka. com/7_NMIW_2011/Tecnic/13_80714.doc.html (Дата обращения: 16.11.2015).

7. Вишневская Н.Т., Капелюшников Р.И. Инфорсмент трудового законодательства в России: динамика, охват, региональная дифференциация. Препринт WP3/2007/02. — М.: ГУ ВШЭ, 2007. — 80 с.

8. О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2006 году. — М.: ФГУ ВЦОТ Росздрава, 2007. — 81 с.

9. Минько В.М. К обоснованию численности государственных инспекций труда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kaliningrad. hsac.ru/files/kaliningrad_pdf_statiy/022_k_ obosnovaniyu_chislennosti _minko.pdf.html (Дата обращения: 16.11.2015).

10. Рихтхофен фон В. Инспекция труда: введение в профессию. — Женева: Международное бюро труда, 2002. — 39 c. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---rogeneva/---sro-moscow/documents/publication/ wcms_312440.pdf.html (Дата обращения: 11.12.2015).

Вопросы снижения уровня производственного травматизма в России стоят достаточно остро, т. к. он значительно выше уровня развитых стран мира [1]. Хотя и наметилась тенденция снижения производственного травматизма, как показано в табл. 1, однако принимаемых мер на всех уровнях управления охраной труда в настоящее время в России явно недостаточно.

Значительную роль в снижении уровня производственного травматизма могли бы дать государственные структуры, отвечающие за профилактику и контроль со стороны государства, а это в первую очередь Федеральная служба по труду и занятости — Роструд. Достаточно подробно Роструд дал отчет о своей работе в последние годы [2]. По отчету видно, что проделана большая работа, которая дает свои плоды, однако эффективность ее оказывается заниженной из-за ряда проблем, которые не решаются в нашей стране уже длительное время.

На первое место можно поставить проблему перехода предприятий нашей страны на новую систему управления охраной труда, основанную на оценке профессионального риска, которая была в 2007 г. закреплена в ГОСТ 12.0.230–2007 [3]. Реализация этой новой системы в Великобритании в конце прошлого века привела к тому, что за 20 лет уровень производственного травматизма там снизился в 5 раз [4]. Это позволило Международной организации труда рекомендовать другим странам новую систему управления охраной труда как передовую. После выхода в 2007 г. международного стандарта в области управления охраной труда OHSAS-18000, подготовленного и принятого Международной организацией труда, наша страна также взяла курс на реализацию этой новой системы, который был озвучен в Концепции по демографической политике Российской Федерации до 2025 г. [5]. Это выразилось в принятии ГОСТ 12.0.230–2007 [3] и некоторых других документов. В соответствии с указанной выше концепцией [5] переход на новую систему управления охраной труда наша страна должна была начать с 2011 г. Однако и по настоящее время многие нормативные документы на уровне Минтруда России не подготовлены, что затрудняет такой переход.

Для Цитирования:
Карауш С.А., Герасимова О.О., Эффективность государственного контроля за охраной труда в России. Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: