По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.115 DOI:10.33920/vne-04-2211-05

Эффективное управление государственными предприятиями Африки для успешной реализации целей в области развития

Алексей Николаевич Саенко младший научный сотрудник, ФГБУН «Институт Африки Российской академии наук», 123001, Россия, г. Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1, E-mail: saenko@atom-alliance.com

В то время как в некоторых литературных источниках высказывается мнение, что практически невозможно культивировать хорошую культуру корпоративного управления на государственных предприятиях (госпредприятиях), другие считают, что новые стратегии внедрения систем корпоративного управления в сочетании с политической волей могут вывести госпредприятия на более эффективный уровень управления. В статье представлен анализ спорных взглядов на возможность создания эффективных механизмов управления в государственных предприятиях, исследуются эффективные издержки за сбои в управлении в государственных предприятиях Кении, Зимбабве, Южной Африки и Эфиопии. Автор делает выводы и дает рекомендации о том, что определяющим фактором успеха государственных предприятий в африканских странах является реакция центрального правительства на проблемы государственных предприятий. Структурные реформы, благое управление, четкие цели и эффективность требуют от правительств решительной позиции. В качестве долговременной меры по исправлению положения знание того, какие предприятия и когда следует разгрузить путем приватизации, является одним из вариантов решения проблем управления в африканских госпредприятиях. Что касается стратегических государственных предприятий, то в документе правительствам рекомендуется рассмотреть возможность их размещения на публичных фондовых биржах.

Литература:

1. Corporate Governance of State-owned Enterprises 2018 // International Finance Corporation. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/0863aaf9-321a-4d10-b60b-155e5fccbbd5/SOE_Fact_Sheet_July2018.pdf?MOD=AJPERES&CVID=msfCu3u (дата обращения: 10.08.2022).

2. The Role and Significance of State Owned Enterprises, Public Entities and other Public Bodies in the Promotion of Urban Growth and Development in South Africa // Prepared for the IUDF Panel of Experts, August 2013. Submitted by: Wendy Ovens and Associates [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cogta.gov.za/cgta_2016/wp-content/uploads/2016/05/IUDF-STATE-OWNED-ENTEPRISES. pdf (дата обращения: 12.08.2022).

3. Wasuna, B. Kenya: Treasury Eyes Parastatals to Ease Biting Cash Crunch // Daily Nation, 15 November 2019.

4. Lephakga, T. Colonial Institutionalisation of Poverty among Blacks in South Africa // Studia Historiae Ecclesiasticae. — 2017. — Т. 43 — № 2. DOI: 10.25159/2412-4265/1273.

5. Gillis, M. The role of State Enterprises in Economic development // The Johns Hopkins University Press. — 2011. — № 47 (2). — С. 249–280.

6. State-Owned Enterprises and Corruption: What Are the Risks and What Can Be Done? — Paris: OECD Publishing, August 27, 2018 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.oecd.org/corporate/SOEs-and-corruption-what-are-the-risks-and-what-can-be-done-highlights.pdf (дата обращения: 15.08.2022).

7. State-Owned Enterprises. Catalysts for public value creation? // Price Water Cooper, April 2015 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.pwc.com/gr/en/publications/assets/state-owned-enterprises-catalysts-for-public-value-creation.pdf (дата обращения: 16.08.2022).

8. Republic of Uganda. APRM Country Review Report No. 7, January 2009 // African Peer Review Mechanism [Электронный ресурс]. — URL: https://www.aprmtoolkit.saiia.org.za/documents/ country-reports-and-exper/106-atkt-uganda-country-review-report-2009-en/file (дата обращения: 16.08.2022).

9. Country Review Report of the Republic of Kenya, 2006 // African Peer Review Mechanism [Электронный ресурс]. — URL: https://www.aprmtoolkit.saiia.org.za/documents/country-reports-and-exper/70-atkt-kenya-aprm-country-review-report-2006-en/file (дата обращения: 16.08.2022).

10. APRM Country Review Report No. 17 of the United Republic of Tanzania, (17), 2013 // African Peer Review Mechanism [Электронный ресурс]. — URL: https://www.aprm-au.org/wp-content/ uploads/2014/11/admin_pdfFiles_CRR_No17-Tanzania_EN-1.pdf (дата обращения: 16.08.2022).

11. Sunita, K. Corporate Governance in South African State-Owned Enterprises. Work Bank Group, June 2018. [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.worldbank.org/doi/abs/10.1596/30029 (дата обращения: 16.08.2022). DOI: 10.1596/30029.

12. Amakiri, D. S. Job Design and Employee Absenteeism: A Case Study of Some Government Parastatals in Nigeria // International Journal of Secondary Education. — 2015. — Т. 3. — Вып. 6. — С. 67–71. DOI: 10.11648/j.ijsedu.s.2015030601.11.

13. Balbuena, S. S. State-owned Enterprises in Southern Africa: A Stocktaking of Reforms and Challenges // OECD Corporate Governance Working. — 2014. — P. 13. DOI: 10.1787/5jzb5zntk5r8-en.

14. Fouad, M., Chamseddine, N., Gonguet, F., Imbert, B., Samborski, P., Tenne, A. Senegal Fiscal Transparency Evaluation // IMF Country Report No. 19/34 — 2019 [Электронный ресурс]. — URL: file:///C:/Users/U.%20Pervuhin/Downloads/cr1934-senegal-fiscal-transparency%20(1).pdf (дата обращения: 20.08.2022).

15. Africa Aviation Outlook 2019: Change may be in the air — at last // CAPA Centre for Aviation. — 2019 — 01 February [Электронный ресурс]. — URL: https://centreforaviation.com/analysis/airline-leader/africa-aviation-outlook-2019-change-may-be-in-the-air--at-last-457938 (дата обращения: 20.08.2022).

16. Barlow, A. Ethiopian Airlines — How A State-Owned Enterprise Can Succeed // Hellen Suzman Foundation. — 2016. — 14 Jan [Электронный ресурс]. — URL: https://hsf.org.za/publications/hsf-briefs/ethiopian-airways-2013-how-a-state-owned-enterprise-can-succeed (дата обращения: 25.08.2022).

17. Абрамова, И. О., Фитуни, Л. Л. Африка и Россия: перспективы сотрудничества в новых исторических условиях // Вестник РЭА им Г. В. Плеханова. — 2015. — № 6 (84). — С. 141–150.

1. Corporate Governance of State-owned Enterprises 2018. International Finance Corporation. — Available at: https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/0863aaf9-321a-4d10-b60b-155e5fccbbd5/SOE_Fact_Sheet_July2018. pdf?MOD=AJPERES&CVID=msfCu3u (accessed: 10.08.2022).

2. The Role and Significance of State Owned Enterprises, Public Entities and other Public Bodies in the Promotion of Urban Growth and Development in South Africa. Prepared for the IUDF Panel of Experts, August 2013. Submitted by: Wendy Ovens and Associates. — Available at: https://www.cogta.gov.za/cgta_2016/wp-content/ uploads/2016/05/IUDF-STATE-OWNED-ENTEPRISES.pdf (accessed: 12.08.2022).

3. Wasuna, B. (2019). Kenya: Treasury Eyes Parastatals to Ease Biting Cash Crunch. Daily Nation, 15 November 2019.

4. Lephakga, T. (2017). Colonial Institutionalisation of Poverty among Blacks in South Africa. Studia Historiae Ecclesiasticae. Vol. 43, No. 2. DOI: 10.25159/2412-4265/1273.

5. Gillis, M. (2011). The role of State Enterprises in Economic development. The Johns Hopkins University Press. No. 47 (2), pp. 249–280.

6. State-Owned Enterprises and Corruption: What Are the Risks and What Can Be Done? Paris: OECD Publishing, August 27, 2018. — Available at: https://www.oecd.org/corporate/SOEs-and-corruption-what-are-the-risks-and-what-can-be-done-highlights.pdf (accessed: 15.08.2022).

7. State-Owned Enterprises. Catalysts for public value creation? Price Water Cooper, April 2015. — Available at: https://www.pwc.com/gr/en/publications/assets/state-owned-enterprises-catalysts-for-public-value-creation.pdf (accessed: 16.08.2022).

8. Republic of Uganda. APRM Country Review Report No. 7, January 2009. African Peer Review Mechanism. — Available at: https://www.aprmtoolkit.saiia.org.za/documents/country-reports-and-exper/106-atkt-uganda-country-review-report-2009-en/file (accessed: 16.08.2022).

9. Country Review Report of the Republic of Kenya, 2006. African Peer Review Mechanism. — Available at: https://www.aprmtoolkit.saiia.org.za/documents/country-reports-and-exper/70-atkt-kenya-aprm-countryreview-report-2006-en/file (accessed: 16.08.2022).

10. APRM Country Review Report No.17 of the United Republic of Tanzania, (17), 2013. African Peer Review Mechanism. — Available at: https://www.aprm-au.org/wp-content/uploads/2014/11/admin_pdfFiles_CRR_No17Tanzania_EN-1.pdf (accessed: 16.08.2022).

11. Sunita, K. (2018). Corporate Governance in South African State-Owned Enterprises. Work Bank Group, June 2018. — Available at: https://elibrary.worldbank.org/doi/abs/10.1596/30029 (accessed: 16.08.2022). DOI: 10.1596/30029.

12. Amakiri, D. S. (2015). Job Design and Employee Absenteeism: A Case Study of Some Government Parastatals in Nigeria. International Journal of Secondary Education. Vol. 3, Iss. 6, pp. 67–71. DOI:10.11648/j. ijsedu.s.2015030601.11.

13. Balbuena, S. S. (2014). State-owned Enterprises in Southern Africa: A Stocktaking of Reforms and Challenges. OECD Corporate Governance Working Papers 13. DOI: 10.1787/5jzb5zntk5r8-en.

14. Fouad, M., Chamseddine, N., Gonguet, F., Imbert, B., Samborski, P., Tenne, A. (2019). Senegal Fiscal Transparency Evaluation. IMF Country Report No. 19/34. — Available at: file:///C:/Users/U.%20Pervuhin/Downloads/ cr1934-senegal-fiscal-transparency%20(1).pdf (accessed: 20.08.2022).

15. Africa Aviation Outlook 2019: Change may be in the air — at last. CAPA Centre for Aviation. 2019, 01 February. — Available at: https://centreforaviation.com/analysis/airline-leader/africa-aviation-outlook-2019-change-may-be-in-the-air--at-last-457938 (accessed: 20.08.2022).

16. Barlow, A. (2016). Ethiopian Airlines — How A State-Owned Enterprise Can Succeed. Hellen Suzman Foundation, 14 Jan. — Available at: https://hsf.org.za/publications/hsf-briefs/ethiopian-airways-2013-how-a-state-owned-enterprise-can-succeed (accessed: 25.08.2022).

17. Abramova, I. O., Fituni, L. L. (2015). Afrika i Rossiia: perspektivy sotrudnichestva v novykh istoricheskikh usloviiakh [Africa and Russia: Prospects for Cooperation in New Historical Conditions]. Vestnik REA im G. V. Plekhanova [Bulletin of the Russian Academy of Economics named after G. V. Plekhanov]. No. 6 (84), pp. 141–150 (in Russian).

Дата поступления рукописи в редакцию: 01.09.2022.

Дата принятия рукописи в печать: 24.10.2022.

Государственные предприятия являются независимыми государственными организациями, частично или полностью принадлежащими правительству для выполнения определенных экономических функций и функционирования в соответствии с определенным конкретным законодательным актом. В соответствии с международными тенденциями африканские страны придерживаются стратегии коммерциализации путем преобразования некоторых государственных активов в ключевых секторах в независимые организации для содействия более эффективному и действенному предоставлению услуг [1]. Цель состоит в том, чтобы воспользоваться преимуществами эффективности частного сектора при сохранении доступности услуг для уязвимых слоев населения и в то же время обеспечить подотчетность общественности. Отчет о политике в рамках комплексного городского развития [2], политическая инициатива правительства Южной Африки, координируемая Департаментом совместного управления и традиционных дел (COGTA), подчеркивает важность государственных предприятий как заинтересованных сторон и вкладчиков в поддержку и содействие росту и развитию городов.

Ниже приведены некоторые из ключевых экономических и социально-политических ролей, которые играют государственные предприятия в развивающихся странах Африки. Во-первых, на жизнеспособных государственных предприятиях, где доходы превышают затраты, излишки будут напрямую поступать правительству и станут легкодоступными для финансирования проектов как физического, так и человеческого капитала. Это означает, что правительство будет иметь в своем распоряжении сбережения, поддерживая свой национальный бюджет за счет бюджетного финансирования и уменьшая зависимость от налогов. Например, правительство Кении обратилось к своим государственным предприятиям за помощью, высвободив излишки и другие неиспользованные средства в качестве специальных дивидендов [3]. Кенийская трубопроводная компания (KPC) передала 49 млн долл. США (5 млрд кенийских шиллингов) в национальную казну для покрытия государственного финансового дефицита из-за меньших, чем ожидалось, налоговых сборов и огромных процентных обязательств. Во-вторых, национализируя и контролируя предприятия в ключевых стратегических секторах, правительство гарантирует социально ответственную деятельность. В-третьих, государственные предприятия поддерживают правительственный мандат по предоставлению общественных благ. Управляя коммерческими предприятиями, прибыль, получаемая правительством, используется всеми членами общества, а не несколькими частными акционерами за счет предоставления и обслуживания общественных благ и инфраструктуры. В-четвертых, многие африканские страны, которые подверглись колонизации, все еще борются за решение двойной проблемы бедности и неравенства [4]. Целью государственных предприятий является принятие на себя обязанностей, способствующих социальному равенству посредством перераспределения доходов. В-пятых, создание рабочих мест обычно является одним из приоритетов успеха любой государственной политики [5]. Государственные предприятия — ключевые институты для правительства в создании рабочих мест, поскольку для реструктуризации и реформ в частных фирмах часто бывает сокращение рабочих мест. Правительства также иногда вынуждены брать на себя управление обанкротившимися частными компаниями, чтобы избежать последствий безработицы в случае банкротства. Наконец, государственные предприятия помогают снизить концентрацию частной экономической власти и разрушить монополии частного сектора, которыми можно злоупотреблять как против правительства, так и против благосостояния общества.

Для Цитирования:
Алексей Николаевич Саенко, Эффективное управление государственными предприятиями Африки для успешной реализации целей в области развития. Международная экономика. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: