Мир вокруг нас очень изменился за последнее время. Что-то меняется для большего удобства, что-то — по необходимости. Если же говорить о пуске двигателей на производстве, то — по обеим причинам.
Раньше двигатели запускали замыканием сетевого контактора, подавая напряжение на его обмотку управления, или, наоборот, обесточивая ее. Этот простой принцип управления с помощью пусковых кнопок одинаково хорошо подходил и для небольших, и для мощных двигателей.
Но по прошествии времени появились новые методы управления двигателями, в том числе с использованием преобразователей частоты и устройств плавного пуска. Эти новые технологии сделали пуск, работу и остановку двигателя более управляемыми.
Улучшенное управление сокращает механический износ системы. А приятным бонусом становится экономия энергии, достигаемая при пуске или уменьшении тока во время работы двигателя.
Наиболее эффективный способ запустить двигатель с наименьшими потерями тепла — прямой пуск через контактор. Когда контактор замкнут, ток протекает по его замкнутым контактам, и никакие электронные компоненты не вырабатывают тепло.
После разгона двигателя оптимальный КПД обеспечивает шунтирование устройства плавного пуска. Использование байпасного контактора позволяет отключить тиристоры УПП и тем самым снизить количество вырабатываемого тепла.
Иногда же предпочтительно использовать полностью твердотельные устройства, например, в условиях сильной вибрации или в загрязненной среде. В таких ситуациях твердотельные устройства незаменимы. Во всех остальных случаях лучше подойдет байпасный контактор.
А что, если требуется запускать нагрузку простым включением или, скажем, в экстренной ситуации, когда систему нужно включить как можно быстрее, не думая о возможном износе, например, при стихийном бедствии? В этом случае контакторы окажутся очень полезными.
Как уже было сказано, включать и отключать контактор можно, подавая напряжение от источника питания на его катушку управления через обычную кнопку. Питание катушки будет сохраняться, если использовать кнопку с фиксацией или двухпозиционный переключатель, организовав схему двухпроводного управления. Обесточить катушку можно будет повторным нажатием кнопки или поворотом переключателя. При этом, разумеется, контакты кнопки должны быть рассчитаны на напряжение и ток катушки, к которой они подключены.