Все более актуальной в современном мире становится проблема экономии материально-энергетических ресурсов. Одним из путей решения этой проблемы является увеличение ресурса деталей машин и восстановление их работоспособности, утраченной в процессе эксплуатации. Этому направлению следовал ВНИИТУ-ВИД «Ремдеталь», влившийся в последующем в ГОСНИТИ, и теперь — в Федеральный агроинженерный центр ВИМ. Сегодня это направление активно развивается на базе использования концентрированных потоков энергии, реализуемых искровыми, дуговыми процессами, применением токов высокой частоты [1, 2].
В практике эксплуатации как отечественной, так и зарубежной техники одним из наиболее часто встречаемых дефектов деталей, помимо износа их рабочих поверхностей, является нарушение (ослабление) неподвижной посадки обойм подшипников качения по корпусу, валу или оси. Это неизбежно приводит к увеличению зазоров и нарушению пятна контакта, например, зубчатых зацеплений, кулачков, толкателей, росту удельных нагрузок, перегреву узлов трени, усталостному выкрашиванию твердых структур, заклиниванию механизмов. Как показывает практика ремонтного производства и эксплуатирующих предприятий [3], из-за износа посадочного места порой всего лишь на десятые и сотые доли миллиметра происходит выбраковка дорогостоящих, ресурсоопределяющих деталей: валов, осей, корпусов, блоков, остающихся при этом работоспособными по другим своим рабочим поверхностям. С финансовой точки зрения потери государственных предприятий и частных пользователей техники могут достигать значений десятков и сотен тысяч рублей в расчете на одну деталь.
Так, например, корпус коробки передач колесного трактора МТЗ-82 потерял работоспособность и может быть выбракован по причине износа всего лишь двух посадочных мест подшипников первичного или вторичного валов (рис. 1а), при этом затраты предприятия (хозяйства, частника) на приобретение нового изделия составят 30 тыс. рублей (цены — весны 2018 г.). В результате износа посадочных мест под подшипники двух полуосей (рис. 1б) ведущего заднего моста того же колесного трактора хозяйству придется выложить 12 тыс. рублей. Владельцы автомобилей КамАЗ при износе посадочных мест (так называемых чулков) под конические роликовые подшипники двух задних ведущих мостов (без стоимости редукторов главных передач) затратят до 80 тыс. рублей на приобретение новых деталей, не считая стоимости разборосборочных и регулировочных работ (рис. 1в). Согласитесь, цифры внушительные, и это всего лишь при износе в десятые доли миллиметра.