Деятельность каждого коммерческого предприятия подчинена целям производства продукции или услуг и их уверенному сбыту в целях устойчивого развития и получения прибыли. Важным фактором развития является внедренная на предприятии система менеджмента качества. В России систему менеджмента качества описывает ГОСТ Р ИСО 9000–2015.
Но сама по себе система менеджмента качества не гарантирует ровного поступательного развития бизнеса. Необходимо устойчивое развитие. Принципы устойчивого развития описаны в ГОСТ Р ИСО 9004–2019. Они опираются на логику развития природы, человека и предпринимательства. Факторы, которые положительно или отрицательно воздействуют на коммерческую организацию, динамически изменяются. Во время кризиса факторы влияния могут стать критичными для выживания.
Поэтому умение приспосабливаться, в благоприятные моменты наращивать собственные преимущества, а в неблагоприятные моменты минимизировать потери являются определяющими для жизнеспособности коммерческой организации. Вот почему каждое коммерческое предприятие вырабатывает и реализует стратегию и тактику жизнедеятельности. Это относится и к производственным предприятиям.
Российские коммерческие предприятия, действующие в сфере машиностроения, работают в условиях большей изменчивости рынка сбыта, чем предприятия других секторов экономики. Это происходит из-за того, что основным рынком сбыта продукции машиностроения является рынок B2B, а он сильнее подвержен колебаниям спроса, чем рынки B2C или B2G. В условиях глобальных кризисов, с учетом общего технологического отставания российского производственного сектора от передовых мировых экономик, угрозы для российских машиностроительных предприятий еще более возрастают. Поэтому правильно выбранная стратегия и ее реализация имеет для машиностроительного предприятия большую значимость с точки зрения выживаемости или перспектив роста.
Стратегия это не просто планирование. Стратегией является многоэтапный процесс. В него входит определение целей бизнеса, анализ окружающей среды, выработка стратегического видения, выбор способов достижения выбранных целей и разработка плана по достижению целей. Далее происходит реализация этого плана с наименьшими отклонениями от него и анализ результатов достижения поставленных целей. Если стратегия была правильной, то в период кризиса предприятие продолжает успешно работать. Если кризис привел к сбоям в работе предприятия, то стратегию целесообразно скорректировать.